4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ " "; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь .

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

О том, может ли потерпевший после получения согласованной страховой выплаты требовать от страховщика перечислить ему денежную сумму в большем размере и в каком случае, узнайте в материале "Порядок определения размера убытков, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего. Независимая техническая экспертиза и независимая экспертиза (оценка)" в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с (). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая ().

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения ().

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. "Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу", – отмечает управляющий партнер компании "Антистраховщик", руководитель портала "Антистраховщик.рф" Илья Афанасьев . А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: "Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО".

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: "Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет".

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты" убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. "За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования", – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. "Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля", – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: "Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику". Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты"

"У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ".

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. "Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее", – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию : "Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной "вилки". Тогда, когда это будет удобно страховщикам". Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. "Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи", – продолжает он.

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), в соответствии с которыми страховщики обязаны обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся с заявлением о заключении такого договора.

Для заключения электронного договора ОСАГО необходимо осуществить следующие действия:

  • зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через Портал государственных услуг Российской Федерации);
  • в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему РСА (далее — АИС РСА).

Если проверка показала, что сведения в заявлении не соответствуют сведениям в АИС РСА или отсутствуют в АИС РСА, то страховщик направляет на указанный вами адрес электронной почты соответствующее уведомление с перечислением не соответствующих (отсутствующих в АИС РСА) сведений. Страховщик также отображает данную информацию на своем сайте в режиме реального времени.

Кроме этого страховщик сообщает о необходимости предоставить в виде электронных копий документы, указанные в подпунктах «б» — «е» пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО. Обращаем внимание, что без предоставления электронных копий документов страховщик не сможет осуществить расчет страховой премии. Представляемые копии документов должны полностью воспроизводить информацию подлинника документа, текст документов должен свободно читаться (должны быть четко видны даты, реквизиты, надписи, печати и т.д., не допускается наличие бликов или обрезанных частей документов, делающих копии нечитаемыми).

Обращаем ваше внимание, что в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, повлекшего необоснованное уменьшение размера страховой премии, страховщик вправе взыскать со страхователя сумму страховой выплаты после ее осуществления потерпевшему.

После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов, страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете.

Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

В случае невозможности заключения электронного договора ОСАГО страховщиком, к которому вы обратились, вам будет предложено перейти на сайт другого страховщика (замещающий страховщик) для заключения электронного договора ОСАГО. На сайте замещающего страховщика необходимо осуществить следующие действия:

  • создать личный кабинет;
  • заполнить заявление о заключении договора (с вашего согласия данные, указанные вами ранее при заполнении заявления на сайте первоначально выбранного страховщика, будут автоматически переданы замещающему страховщику).

Дальнейшие действия по заключению электронного договора ОСАГО на сайте замещающего страховщика аналогичны действиям, указанным выше.

После вступления в силу постановления Правительства № 567 от 2 июня 2015 года о внесении поправок в Федеральный закон № 40 «Об ОСАГО» автовладельцы получили возможность оформлять электронные полисы ОСАГО. На протяжении последних полутора лет - до 01 января 2017 года многие страховые компании сопротивлялись данному нововведению, отказываясь продавать полисы ОСАГО в электронном виде и ссылаясь на «технические причины». Тем самым они вынуждали приобретать полисы непосредственно в офисах компаний, где сотрудники страховых могли навязать дополнительные услуги. С 01 января 2017 года по требованию ЦБ все страховые компании были обязаны в безусловном порядке обеспечить возможность покупки электронного ОСАГО на сайтах страховщиков.

В данной статье мы рассмотрим что же представляет собой электронный ОСАГО; в чем его преимущества, недостатки и отличия от бумажного свидетельства; как его использовать на дорогах и нужно ли возить с собой.

Что такое электронный полис?

Электронный ОСАГО представляет собой аналог бумажного полиса, который юридически ничем не отличается от обычной бумажной страховки. Сегодня его можно приобрести на сайтах страховых компаний в интернете. Поскольку весь процесс оформления происходит удаленно, электронная версия полностью виртуальна и не имеет «физического воплощения» в виде бумажного договора и страхового свидетельства, отпечатанного на бланке ГОЗНака. По сути, такой формат и является единственным существенным отличием электронной страховки ОСАГО от обычной. Для оформления такого полиса используются те же самые исходные данные: КБМ, регион проживания, тип и мощность автомобиля, стаж и возраст водителя и т.д.

Как уже говорилось в начале статьи, возможность оформить электронную версию полиса появилась у владельцев автомобилей 1 июля 2015 года, когда вступили в силу изменения в законе «Об ОСАГО», регламентирующие порядок оформления такого полиса. Изначально данная услуга работала в тестовом режиме и позволяла пользователям только продлевать уже действующие на тот момент страховые договоры. А с 1 октября того же года стала доступна возможность приобрести электронный ОСАГО в интернете у любой страховой компании, предоставляющей сервис онлайн-продажи автогражданки.

Как выглядит такой полис?

После оформления электронного ОСАГО владелец авто получает его на свой e-mail адрес в виде pdf-файла.

Внешний вид электронного ОСАГО мало чем отличается от бумажного прототипа: он тоже цветной (у большинства компаний, но есть и черно-белые), однако с более простым фоном, так как отпадает необходимость в микроузоре, который наносится на бумажный вариант для защиты полиса от подделки.

Электронные полисы ОСАГО отличаются уникальной серией XXX – она не имеет аналогов среди бумажных свидетельств. Кроме этого в них содержится вся важная информация по страховому договору: сроки, ФИО клиента, модель и марка транспортного средства, список водителей, допущенных к управлению, стоимость и т.п. Ниже представлены примеры электронного полиса ОСАГО крупнейших страховых компаний:

Как проверить подлинность электронного полиса?

Несмотря на то, что классические способы обмана как, например, продажа фальшивых полисов ненастоящим страховым агентом, не применимы для электронной страховки – попасться на уловку мошенников можно и в интернете.

Самый распространенный метод продажи электронных бланков ОСАГО среди аферистов – продажа поддельных электронных свидетельств на фиктивных сайтах-клонах настоящих компаний, которые имеют созвучный веб-адрес и такой же дизайн, как официальные страницы страховых организаций.

РСА тратит немало усилий на своевременное обнаружение и блокировку таких сайтов, однако риск быть обманутым все же есть, особенно у граждан, владеющих слабыми навыками работы на компьютере и не имеющих опыта оплаты услуг в интернете. Как правило, подделки отличаются сильно заниженной стоимостью предлагаемых услуг.

Вот как выглядит стандартная форма проверки действительности полиса ОСАГО на сайте РСА:

В указанные поля необходимо ввести запрашиваемые данные о серии и номере договора ОСАГО, после чего выполнить поиск по базе РСА. В том случае, если такой полис действительно существует, система выдаст базовую информацию о застрахованном транспортном средстве, например, в таком виде:

Наличие такого окошка будет означать, что купленная страховка является подлинной.

Что предъявлять сотрудникам ГИБДД?

Раньше процесс проверки сотрудником ГИБДД наличия полиса ОСАГО у гражданина был предельно прост и понятен. Водитель предъявлял оригинал документа, инспектор сверял информацию из него с данными автомобиля и водителя.

С введением электронного ОСАГО процесс проверки полиса ничуть не усложнился, однако процедура проверки значительно поменялась. Всем сотрудникам ГИБДД было разослано специальное разъяснительное письмо (Письмо от 03.07.2015 № 13/12-у-4440), в котором инспекторам доносилась информация о том, каким образом они должны проверять электронный полис. С указанного года процесс проверки производится предельно просто: через специальный сервис в сети ИМТС МДВ РФ или в случае его недоступности через официальный сайт РСА, сотрудник ГИБДД делает запрос в базу данных о наличии страховки по гос. регистрационному знаку и VIN автомобиля.

В ПДД данные нормы до сих пор обновлены не были (хотя изменения обещают внести уже давно), в частности в актуальной на сегодня редакции имеется такой пункт:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников передавать им, для проверки:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Поэтому если исходить из действующего законодательства, требование инспектора предъявить полис будет вполне законным, даже если водитель приобрел его электронную версию. И хотя за уже более чем год функционирования е-ОСАГО каких-то громких и резонансных скандалов по этому поводу не было, РСА рекомендует иметь при себе распечатанную версию полиса для упрощения процедуры проверки и предотвращения возможных разногласий. Особенно это касается отдаленных населенных пунктов, где техническая оснащенность службы ГИБДД оставляет желать лучшего. Очевидно, что ксерокопия страхового свидетельства не будет являться официальным документом, однако ее наличие может помочь сэкономить водителям время и упростить общение с инспекторами.

Преимущества электронного ОСАГО

Главное преимущество электронного ОСАГО – возможность удаленного оформления автостраховки. У страхователя отпадает необходимость лично посещать офис, готовить нужные документы и терять свое время в очереди. Это особенно актуально для занятых граждан, а также жителей отдаленных регионов по причине труднодоступности обычного полиса.

Кроме этого, к плюсам онлайн-страхования относят следующие моменты:

  • электронную страховку невозможно потерять (поскольку она не имеет материального воплощения), а сама копия полиса будет храниться сразу в 3 экземплярах (в базе данных РСА, у страховой компании и у самого собственника транспортного средства);
  • возможность оформить так называемый «чистый полис» (то есть без дополнительных услуг и ненужных опций, которые порой насильно навязываются клиентам в офисах страховщика);
  • при соблюдении самых базовых правил осторожности вероятность мошенничества минимальна (тогда как покупая бумажный вариант ОСАГО, можно стать жертвой обмана со стороны сотрудников самой страховой организации);
  • у граждан отдаленных регионов появилась реальная возможность выбрать любую понравившуюся страховую компанию (до появления электронного ОСАГО в таких районах, как правило, действовали 1-2 страховщика и у водителей просто не было другого выхода, кроме как оформлять автогражданку в этих организациях).

Недостатки такого полиса

Несмотря на большое число положительных сторон, у электронного ОСАГО можно выделить и ряд негативных черт:

  • оформление возможно только для тех граждан, информация о которых уже содержится в базе данных РСА (то есть онлайн заказ полиса недоступен для водителей новичков);
  • ошибки, допущенные при внесении большого количества информации о транспортном средстве и его владельце, дорого обойдутся пользователям (такие полисы признают недействительными, однако деньги за неудачное оформление не возвращаются, ввиду того, что данные ошибки трактуются страховыми компаниями как предоставление ложной информации);
  • проверка электронного ОСАГО отнимает у инспекторов ГИБДД куда больше времени, чем бумажный вариант (ведь им нужно узнать данные автомобиля, а затем сверять их с базой);
  • большое количество технических сложностей, которые могут возникнуть при оформлении полиса в интернете (со временем систему должны отладить, но на данный момент различные сбои, ошибки базы данных и прочие проблемы на сайте страховщиков – привычная картина).

Перспективы

Потенциал развития у электронного полиса ОСАГО очень большой. Всем компаниям, которые решили остаться на рынке страхования, было поставлено обязательное условие: до 1 января 2017 года каждая организация должна запустить свой сервис онлайн-продажи страховых свидетельств. И уже за первые 11 дней нового года было заключено 37,5 тысяч договоров, что составило более 10% от общего объема продаж за весь прошлый год.

С чем же связан такой всплеск активности водителей? Все дело в том, что в убыточных регионах многие клиенты просто не могут оформить полис другим образом. Обычно ситуация развивается следующим образом:

Страховая компания, видя, что регион убыточный, стремится покинуть данный район. Однако законодательство не позволяет ей это сделать, обязывая страховщика работать во всех субъектах РФ или не работать вообще. Чтобы снизить свои издержки компании максимально сокращают число филиалов в регионе, из-за чего водители вынуждены постоянно стоять в очередях, в надежде оформить страховку.

Многие граждане просто не имеют возможности купить ОСАГО (особенно на Юге России), однако предъявить претензии компаниям сложно, так как они действуют в рамках закона. В результате введения электронного полиса необходимость в личном визите отпала, и доступность ОСАГО для населения повысилась. Отсюда и резкий всплеск востребованности данного продукта. И он станет еще популярнее, когда будут решены все технические проблемы, а работа сервисов по онлайн-продаже и оформлению будет полностью отлажена.

1 июля 2015 года вступают в силу изменения внесенные в закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. С этой даты у водителей есть возможность оформить электронный полис ОСАГО.

Документы для заключения договора ОСАГО онлайн

В статье 15 в пункт 4 добавлено следующее содержание:

В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставление страхователем документов, указанных в подпунктах “б” – “е” пункта 3 настоящей статьи, не требуется. Страховщики получают доступ к сведениям, содержащимся в указанных документах, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями

Поправка исключает необходимость предоставления всех документов, кроме заявления.

Для оформления ОСАГО онлайн требуется только заявление

Пункт 3 статьи 15. Документы, для заключения договора ОСАГО в офисе и представительстве страховой компании:

3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

  • а) заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  • в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
  • г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

Для заключения договора, чтобы получить электронный полис ОСАГО онлайн требуется только заявление в электронном виде

Штраф за отсутствие ОСАГО это самое безобидное, что может произойти. В практике известны случаи, когда для выплат по ДТП приходилось разменивать квартиры.
Вероятность попасть в ДТП только увеличивается с ростом количества автомобилей. ОСАГО это не то, на чём стоит экономить.
Уже в прошлом очереди в офисах и навязывания "допов". Получить или продлить полис можно в течение 15-20 минут просто заполнив форму ниже. Останется только выбрать страховую компанию с лучшим предложеним по цене.

Получить полис ОСАГО онлайн


  • Следующая поправка, которая вступает в силу с 1 июля 2015 года определяет вид документа, который выдает страховщик

    В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа страхователю направляется страховой полис в виде электронного документа.

    Электронный полис ОСАГО это первый опыт применения электронного документа для водителя. Водителю надо будет распечатать этот документ и при необходимости передавать сотрудникам полиции.

    Особенности при использовании электронного документа


    Электронная подпись имеет равную силу как и на бумажном носителе

    Особенности описаны в новом пункте закона об ОСАГО

    7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

    Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

    Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Договор страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

    При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя – физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя – юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи”, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Для целей заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа сообщение страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования страхового номера своего индивидуального лицевого счета приравнивается к заявлению, подписанному простой электронной подписью страхователя.

    После оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис, созданный с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи”. Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.


    СНИЛС страхователя приравнивается простой электронной подписи
    • Заявление на получение электронного полиса ОСАГО онлайн оформляется на официальном сайте страховщика, который в свою очередь может использоваться в качестве информационной системы;
    • Договор не будет заключен, если страхователь предоставит недостоверные сведения;
    • Заявление от физических лиц подписывается простой электронной подписью, от юридических усиленной квалифицированной электронной подписью;
    • Документ подписанный электронной подписью приравнивается документу подписанному собственноручной подписью на бумажном носителе;
    • В целях получения электронного полиса ОСАГО онлайн номер СНИЛС страхователя приравнивается простой электронной подписи, то есть для физических лиц достаточно указать этот номер, чтобы оформить заявление;
    • После оплаты страховщик направляет страхователю полис ОСАГО в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и вносит данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

    Проблемы

    Электронный документ безусловно очень удобен и мобилен. Нет ограничения по выбору страховой компании в своем регионе. Однако полис ОСАГО является документом который уполномочены проверять сотрудники полиции, кроме того им кроме подтверждения страховки подтверждается прохождение технического осмотра. В настоящее время “пробить” на подлинность полис ОСАГО сотрудники ГИБДД не имеют возможности и единственное подтверждение для них это оригинальная печать страхователя на бумажном носителе. Возможно, поправки в закон в силу вступят 1 июля 2015 года, а техническая реализация затянется на неопределенный срок.

    Например, такая ситуация была с введением категорий водительских удостоверений. Категории ввели, а программ обучения на эти категории не было длительное время.

    Не так давно вступил в силу ФЗ №214 от 23. 06. 2016 года, который возвестил о том, что электронный полис осаго с 1 января 2017 становится обязательным. Причём не для страхователей, а именно для страховщиков, которые должны обеспечить всё необходимое для заключения договора страхования гражданской автоответственности электронным способом. Естественно, новый закон вызывает у многих автолюбителей массу вопросов, на которые мы и ответим максимально подробно.Что такое электронный полис?

    Правительство давно задумалось над возможностью дистанционного оформления ОСАГО. Уже в 2015 году некоторые страховые компании предлагали своим клиентам подобную услугу. Правда, делалось это чаще всего немного иначе, чем требует закон об осаго сейчас. Можно было составить заявку на сайте страховщика, который позже присылал бланк по почте.

    Наконец, 10 июня 2016 года Госдума одобрила законопроект, согласно которому любая организация, занимающаяся страховой деятельностью в сфере автострахования, обязана оформлять полиса осаго с 2017 года и в режиме онлайн. Для этого на её официальном сайте должна быть предоставлена подобная услуга, которая напоминает покупку товара в любом интернет-магазине. Только вместо приобретения готовой продукции гражданин получает полис обязательного страхования своей ответственности перед другими участниками движения.

    Возможность оформления е-ОСАГО связана в первую очередь с появлением общей базы АИС РСА, которая содержит данные о:

    • Всех водителях;
    • Коэффициентах бонус-малус;
    • Всех транспортных средствах;
    • Зафиксированных ДТП и выплатах;
    • Заключённых страховых полисах.

    Пользоваться ею имеют право страховщики, ГИБДД, аккредитованные пункты ТО, Налоговая служба и пр. Наличие такой базы и позволило появиться электронному оформлению ОСАГО, которое даёт возможность не выходя из дома посредством интернета, специального сервиса на сайте страховой компании и банковской карты застраховать свою ответственность на случай ДТП.

    Безусловно, это удобно. Помимо этого приобретение страховки через интернет занимает совсем немного времени, освобождая автовладельца от поездки к страховщику, ожидания в очереди и пр. Ещё одно преимущество – никто не навязывает доп. услуги, которые зачастую не просто предлагаются, а без разрешения клиента включаются в договор страхования, увеличивая стоимость полиса.

    Что предъявлять сотруднику ГИДДД?

    Многих водителей справедливо интересует вопрос о том, как быть в ситуации, когда вас останавливает инспектор ГИБДД, например, для проверки документов (в том числе, страховки)? Как можно доказать ему, что вы приобретали электронный полис «автогражданки»? На самом деле всё просто.