СЕРГЕЙ ЧУГУНОВ. ПСИХОЛОГИЯ ВОДИТЕЛЯ

ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

«Дар общения - самый высокооплачиваемый»

Виды общения

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, человек поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение устанавливается между друзьями, близкими людьми.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты).
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Этапы общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:
- потребность в общении (необходимость сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
- ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
- ориентировка в личности собеседника;
- планирование содержания своего общения: человек представляет себе, что именно скажет;
- бессознательный выбор конкретных средств, речевых фраз, которыми человек будет пользоваться при общении;
- восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
- корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным.

Барьеры в межличностном общении

Человек, как элемент коммуникации сложный и чувствительный «получатель» информации, со своими желаниями и чувствами, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.
Специалисты выделяют следующие коммуникативные барьеры.

Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению. Социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести и приводят к различной интерпретации тех или иных понятий и идей в передаваемом сообщении.

Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:
- слишком тихая речь, вызванная сочетанием волнения и неправильного дыхания, при которой плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров;
- слишком быстрая речь: когда коммуникатор барабанит свое сообщение, затрудняет слушателям следить за мыслью особенно при чтении текста;
- слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание;
- заметные паузы: «э...э», «ну», «известно»;
- проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что слушателям труднее услышать каждое слово, что повышает риск ошибки.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла. Чтобы убедиться в этом, можно опросить нескольких человек, что такое идеалист. Одни скажут, что это человек с идеалами, а другие что он сторонник идеализма. Будут правы и тс и другие. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, официально деловой стиль речи в ситуации доверительной беседы.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него.
В психологическом плане можно говорить о существовании многих логик и логических систем доказательств. Выделяют «мужскую» логику, в основном соответствующую формальной логике, начало которой заложил еще Аристотель, и «женскую» логику, которая с ней не совпадает, но по-своему логична. Исследования женской логики в психологии еще только начинаются.

Эмоциональные барьеры возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, говорят даже об энергии слова. Они порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

Нужно не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Конфликты в общении

Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликт в общении имеет место только тогда, когда имеет место взаимное ущемление достоинства хотя бы одного из субъектов: критерием отличия конфликта от противоречия, от борьбы противоположностей является степень ущемления нравственного достоинства.

Конфликты в общении возникают:
- из-за ценностной и целевой «несовместимости» участников общения, когда один оппонент ориентирован в своем поведении, в своем общении на ценность долга, а другой на ценность удовольствия и т.д.;
- из-за несовпадения потребностей, мотивов, психических и моральных качеств, антипатии, несходства характеров, непонимания индивидуальных особенностей партнеров по общению, психологических (истеричность, несдержанность, агрессивность, неуравновешенность и др.), моральных (эгоистичность, нетерпимость, необязательность, жестокость, чванство, корыстолюбие, косность, высокомерность, снобизм, лживость, бестактность, наглость и др.) и национальных предрассудков;
- из-за несоответствия стиля, манеры, этических норм и правил общения.
Много конфликтов совершились только из-за неверного толкования тех или иных поступков, слов, фраз, высказываний. Часто человек просто не может адекватно выразить свои намерения, мотивы, ценности, цели, пристрастия: ему или не хватает культуры общения или он не считает нужным придавать этому большое значение. Бывает и наоборот, человек принципиально не может понять своего собеседника, несмотря на все старания последнего.
В общении важно не только понимать чувства, но и мысли партнера, уметь проводить своего рода психоанализ возможных причин конфликта, опираясь не только на анализ слов, оценок, но и поступков, движений пантомимики и т.п.
В процессе общения сталкиваются различные ценности, цели, противоречия, интересы, характеры, вкусы привычки, стили, стереотипы поведения и т.д. Они определяют, как правило, структуру противоречий общения.
Причины конфликтов могут быть связаны со случайным стечением обстоятельств и факторов общения, могут быть злонамеренными или нейтральными, могут носит сознательный или бессознательный характер.
Порой вместо того, чтобы разрешить противоречие в общении, не доводя до конфликта, человек начинает «всеми способами доказывать свою правоту», стремится «наказать виновника», показать ему «где раки зимуют», «научить уважать старших» и, в конце концов, получает совершенно не те результаты, которые ожидал.

Особенности эффективного общения

Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения.
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия.
Вот некоторые из них:
- смысл фраз, составленных более чем из 13 слов, сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
- речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
- фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться;
- мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора;
- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слышащие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти у них остается лишь от 10 до 15%;
- лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
- память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
- слишком значительный объем информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
- стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим.

Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт.Установив его, можно получать необходимые результаты в любом общении и с любыми собеседниками.

Правила, повышающие эффективность общения

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
Технологии эффективного общения - это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию партнеров по общению.
Основные правила эффективного общения:
- концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении;
- уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали;
- в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа;
- добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли;
- соблюдайте последовательность сообщения информации;
- не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям;
- поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
- используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
(психологический практикум)

Тесты на внимание

Тест №1. Посмотрите на какую-либо незнакомую картинку, открытку, рисунок и т. д. в течение 3-5 секунд, затем перечислите предметы, которые запомнились.

Тест №2. Попросите подготовить и разложить на столе 10-12 предметов. Посмотрите на них 3-5 секунд, отвернитесь и перечислите предметы, которые запомнили.

Результат тестирования. У подавляющего большинства людей объем внимания равен от 5 до 9 единиц (предметов) внимания.
Плохой результат, если запомнили меньше 5 предметов, хороший, если больше 9.
Этот тест рекомендуется в качестве упражнения для развития внимания и памяти и при регулярном применении дает очень хорошие результаты.

Тест на память

Тест включает игровую повседневную житейскую ситуацию, в которой требуется кратковременное и долговременное запоминание.
Представьте себе, что вам надо сделать покупки, в предварительно составленном списке есть следующее: «В магазине купить: хлеб, батон, колбасу, сосиски, сахар, соль, растительное масло, перец».
Этот тест вы можете провести самостоятельно. Прочтите составленный вами список 5 раз, отложите в сторону, постарайтесь написать снова по памяти, а потом сверьте результат. В списке должно быть не менее 12 товаров.
Результат тестирования. У вас нормальная память если вы запомнили от 5 до 9 товаров.
Плохой результат, если запомнили меньше 5 товаров, и хороший, если больше 9.

Тест на влияние внешних факторов на эмоциональное состояние

Пометьте, какие из приведенных ниже ситуаций больше всего вас нервируют:
- вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят;
- когда вы управляете автомобилем, а кто-то непрерывно дает вам советы;
- когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами;
- вы с кем-то разговариваете, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу;
- когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей;
- если кто-то без причины повышает голос;
- вы плохо себя чувствуете, если видите комбинацию цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом;
- когда вы здороваетесь с кем-либо за руку и не ощущаете ни малейшего ответного чувства;
- разговор с человеком, который все знает лучше вас.

Результат тестирования. Если вы пометили более 5 ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на ваши нервы. Попытайтесь избавляться от них, чтобы они не укоренились.

Тест на тип темперамента

Темперамент определяет уровень общей способности человека к активности, энергию, ритм жизни, эмоциональность. Со времен Гиппократа выделяют 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Сангвиник

Ответьте на предлагаемые вопросы. За каждое «да» поставьте себе 10 баллов.
1. Вы сильно расстроены. Случайно, что называется краем уха, вы услышали очень смешную историю. Разгонит ли улыбка ваши мрачные мысли?
2. Вы легки на подъем?
3. Случалось ли вам успешно выполнять два дела одновременно?
4. Легко ли вы просыпаетесь?
5. Друзья восхищаются вашим чувством юмора?
6. Вы любите путешествовать?
7. Когда вас просят рассказать о вашем хобби, вы испытываете затруднение, поскольку у вас довольно разносторонние увлечения?
8. Вам очень не нравится медленная работа, вы предпочитаете занятия поактивнее?
9. У вас очень широкий круг знакомых?
10. Вы жизнерадостный человек?

Результат тестирования. Если вы набрали не менее 70 баллов, значит, вы - сангвиник. Вы очень подвижный, динамичный человек.
У вас легко меняется эмоциональное состояние, что находит отражение в речи, мимике, жестах. Вы хорошо справляетесь с задачами, требующими быстрой сообразительности и реакции. Легко входите в общение с другими участниками дорожного движения, отличаетесь бодростью и способностью поддерживать хорошее настроение в течение поездки на автомобиле.
Для вас характерны высокая работоспособность и эмоциональная устойчивость. Сангвиники хорошо проявляют себя в условиях оживленного дорожного движения, но недостаточно устойчивы к моннотонному движению в пробках, а также при движении на длинных прямых участках дороги. При однообразном околодорожном ландшафте вы легко можете погрузиться в сон. Поэтому водители с преобладанием черт сангвинического темперамента более надежны в городской езде и менее при поездках по трассе на далекие расстояния.

Ответьте на вопросы, выставляя себе по 10 баллов за каждый утвердительный ответ.
1. Вы совершенно не умеете скрывать свои чувства?
2. Сколько бы раз вы ни влюблялись, это всегда была любовь с первого взгляда?
3. Вы не можете рационально обосновать свои чувства - просто нравится человек и все тут?
4. Вы все делаете очень быстро - говорите, ходите, работаете, ездите на автомобиле?
5. Вам абсолютно нетрудно совмещать несколько дел сразу?
6. Вы часто устраиваете своим близким громкие скандалы и бурные выяснения отношений, но уже через пять минут просите прощения?
7. Верно ли в отношении вас утверждение о том, что вы - человек порыва?
8. В своих действиях вы чаще руководствуетесь настроением, а не логикой?
9. У вас всегда найдется, что ответить собеседнику?
10. Ваше остроумие многих приводит в восторг?
11. Вы совершенно не может быть дружелюбным с людьми, которых не выносите?

Результат тестирования. Если вы набрали не менее 70 баллов, вы - прирожденных холерик. Вы все делаете очень быстро, ваши эмоции управляют вами, вы очень взрывной человек, вызывающий у окружающих недоумение.
Холерик отличается достаточно высокой работоспособностью, но чрезмерная активность, связанная с большим расходом нервно-психической энергии способствует более быстрому развитию утомления. Он меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но недостаточно сдержан и дисциплинирован.
Наибольший процент «лихачей», превышающих скорость, составляют холерики. Если вдали вспыхивает красный свет светофора, а водитель продолжает свой путь на большой скорости, а затем резко тормозит, что пугает пешеходов и нервирует водителей, то с уверенностью можно сказать, что автомобилем управляет холерик.
Холерик может быть хорошим водителем, но нуждается в постоянном контроле и самоконтроле при управлении автомобилем.
Если вы набрали меньше 70 баллов ответьте на вопросы следующего теста.

Меланхолик или флегматик

Ответьте на вопросы, выставляя себе по баллы, указанные в скобках утвердительный ответ.
1. Вы потратили на уборку весь выходной день, пошли выносить мусор, а вернувшись, обнаружили, что ваш сын принес домой уличного щенка и после их пятиминутной игры придется начинать все сначала.
Вы:
а) ляжете на диван и подождете - может быть в ближайшие полчаса домой вернется жена, которая и займется уборкой (0 баллов);
б) пожмете плечами, отправите их играть во двор и начнете уборку сначала (1 балл).
2. Знакомый, с которым вас никогда не связывали особенно теплые отношения, предлагает вам корзину собранных им грибов. Возьмете ли вы их:
а) нет, вдруг грибы плохие (0 баллов);
б) да, но на всякий случай тщательно их переберете, вдруг знакомый в них не очень хорошо разбирается? (1 балл).
3. Представьте, что вы выиграли очень крупную сумму денег в телевизионную игру «Наше лото». Вы:
а) предполагаете, что люди начнут вам завидовать, и потому начинаете нервничать и избегать друзей (0 баллов);
б) покупаете разные вещи, однако оставляя деньги и на «черный день» (1 балл).
4. Допустим, что вашу супругу на работе назначают не на ту должность, на которую вы надеялись. Вы:
а) считаете, что это лучше, чем увольнение, и начинаете на всем экономить (1 балл);
б) очень переживаете, потому что, что может быть страшнее, чем несправедливость по отношению к самому дорогому человеку (0 баллов).
5. Вы заболели, врач выписал вам рецепт на лекарства. Вы:
а) выясните у врача, какое из лекарств является самым необходимым, купите его обязательно и будете принимать строго по указаниям врача (1 балл);
б) купите все, что выписал врач, а заодно узнаете в аптеке, нет ли чего еще от вашей болезни и пополните свою домашнюю аптечку этим средством - а вдруг именно оно спасет в дальнейшем? (0 баллов).
6. Охватывает ли вас желание все бросить и куда-нибудь уехать?
а) такие мысли приходят редко, к тому же все дела спланированы на год вперед, и совсем не хочется эти планы нарушать, так как вы привыкли все делать вовремя (1 балл);
б) да, такое случается довольно часто, но вы считаете, что верно не только утверждение, что хорошо там, где нас нет, но и плохо там, где мы есть. Поэтому думать об отъезде не имеет смысла (0 баллов).
7. Вам поручили очень сложную и ответственную работу. Ваших знаний и умений достаточно, но придется приложить все силы. Не успели вы выполнить и четверти задания, как столкнулись с трудностью, которая кажется непреодолимой. Вы:
а) попросите увеличить срок на ее выполнение. Если постараетесь все проделать еще более тщательно и аккуратно, все обязательно получится (1 балл);
б) сразу опустите руки. Если хотят - пусть увольняют, но вы задания выполнить не сможете (0 баллов).
8. Вы уже опоздали на работу, застряв в автомобильной пробке, хотя находитесь на середине пути:
а) вы будете спешить изо всех сил, лишь бы опоздание было менее значительным (0 баллов);
б) такое случается довольно редко. Обычно вы рассчитываете свой путь с учетом всех возможных неприятностей, которые могут случиться в дороге. Но раз уж опаздываете, то отнесетесь к этому философски - подождете, пока движение наладится (1 балл).
9. Вечером вы смотрели телевизор в одиночестве, как вдруг погас свет и долго не зажигается. Вы:
а) зевнете и уляжетесь спать - пусть время не пропадает зря (1 балл);
б) будете злиться от того, что не посмотрели хорошую передачу; вы не любите темноты; срываются другие планы (0 баллов).
10. Проверяете ли вы по нескольку раз, закрыта ли входная дверь, прежде чем лечь спать:
а) нет, поскольку твердо уверены в том, что закрыли ее, никогда не забываете это сделать (1 балл);
б) лучше проверить, потому что иногда вы забываете закрыть дверь (0 баллов).

Результат тестирования. Если вы набрали менее 5 баллов, вы - меланхолик. Вы мнительны, любите поныть (правда, делаете это чаще мысленно) и суеверны.
Для вас типична медленная смена настроений. Настроение у вас находит слабое внешнее выражение. Вы тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его движения медлительны, однообразны.
Меланхолик, для которого характерны нерешительность, склонность к колебаниям, растерянность в сложной обстановке, считается наименее пригоден для водителя автомобиля.
Если вы набрали больше 5 баллов, вы - флегматик. Лозунг вашей жизни: «Тише едешь - дальше будешь».
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный, спокойный, Однако, флегматики отличаются высокой работоспособностью. Уравновешенность и спокойствие флегматика, его высокая устойчивость к монотонным раздражителям делают его незаменимым в дальних рейсах.
Но решения и реакции флегматика обычно замедленны, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.

Ради правды следует заметить, что чистые темпераменты почти не встречаются, в жизни мы общаемся с людьми, у которых наблюдается сочетание отдельных черт различных типов темпераментов.

Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации на дороге

Для безопасности дорожного движения необходимо научиться оценивать конфликты, возникающие при дорожном движении, а также свое участие в них, вымышленное или реальное.

Вам необходимо ответить на вопросы теста. Прочитайте ответы и проставьте балл для каждого варианта.
Вам необходимо представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если вам свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Итак представьте, что вы попали в небольшое ДТП без каких-либо последствий или с небольшими повреждениями (жестянка).

Возможные ответы:
- мне такое поведение свойственно – 3 балла;
- мне такое поведение свойственно в малой степени – 2 балла;
- мне такое поведение несвойственно – 1 балл.

Утверждения теста:
1. Я сразу буду обвинять второго водителя.
2. Постараюсь принять точку зрения оппонента, и буду считаться с ней, как со своей.
3. Буду искать компромиссы.
4. Соглашусь, что я не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Буду уходить от прямого разговора с оппонентом, закроюсь в автомобиле.
6. Постараюсь, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
7. Попытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Пойду на компромисс.
9. Возьму всю вину на себя.
10. Постараюсь поменять тему разговора.
11. Настойчиво буду гнуть свою линию, пока не добьюсь своего.
12. Попытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предложу мирное разрешение конфликта.
15. Попытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов
«А»
«Б»
«В»
«Г»
«Д»

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

Обработка результатов теста

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой, с готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Способы устранения нежелательного эмоционального состояния
Дыхательная гимнастика

Среди многих способов дыхания наибольшей известностью у психотерапевтов пользуется способ «эмбрионального дыхания». При таком дыхании, человек должен воспроизводить дыхание плода в утробе матери.
Психотерапевты утверждают, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем мечтающим обрести спокойствие на дороге рекомендуется овладеть эмбриональным дыханием.

Упражнение: «задержка воздуха». Уединитесь в какой-нибудь комнате, где вас никто не побеспокоит. Лягте на удобную постель, примите удобное для вас положение, закройте глаза.
Теперь попробуйте надолго задержать дыхание, иными словами «запереть» воздух в груди, заткнув нос и не разжимая рта.
Психотерапевты рекомендуют задерживать воздух, дабы он накапливался и увеличивался в объеме. После этого его надлежало направить вниз, где он успокоится, а затем сгуститься и пустит ростки.
Когда он разрастется, его следует снова направить вверх, чтобы он достиг темени. И только после этого сделать выдох.
Проделайте это упражнение до полной усталости, пытаясь направлять потоки воздуха внутри организма.

Упражнение: «небесный барабан». Психотерапевты разделяли дыхание на «внешнее», при котором вы вдыхаете внешний воздух, окружающий вас. И «внутреннее», при котором вы дышите воздухом, находящимся внутри вас.
Итак, в тот момент, когда вы вдохнете внешний воздух через рот, быстро закройте рот и начните «бить в небесный барабан» не менее пятнадцати раз, но лучше больше.
Для этого ладонями рук обхватите голову и нажимайте на уши. Указательный палец поместите на средний, создавая силу, опустите вниз. Начните громко щелкать пальцами по голове сзади, и должен быть звук, как будто бьют в барабан.
При выполнении упражнения вы, сглатывая внутренний воздух, что находится в это время в горле. Этот воздух с шумом спускается, капля за каплей, словно вода.
Мысленно проведите его через пищевод, массируют его рукой, дабы он скорее вошел в «океан жизненных сил», который находится на два пальца (указательный и средний) ниже пупка.
После трех сглатываний, как учат специалисты, «океан жизненных сил» наполнится и тогда воздух нужно вести по всему телу. Если у вас что-либо болит, то воздух следует вести к больному месту.
Если вы просто учитесь дыханию, следует зрительно представить две полосы белого воздуха и мысленно следовать за этими полосами, совершающими свой путь по телу, к каждой клеточке вашего тела.

Упражнение: «выплавление воздуха». Помимо предыдущего способа дыхания, управляемого практикующим, Психотерапевты рекомендуют способ свободной циркуляции, когда воздух не управляется человеком, а идет свободно сам по всему телу - «выплавление воздуха».
Уединитесь в тихой комнате, расслабьте одежду или вообще снимите ее, распустите волосы, лягте на чистую постель, вытянув руки и ноги.
Итак, сглотнув внешний воздух, задержите дыхание как можно дольше, насколько это у вас получится.
Когда задерживать дыхание станет невыносимо, когда воздух будет стремиться выйти, надо открыть рот и выпустить его медленно и по чуть-чуть, мелкими порциями.
Успокоив дыхание и приведя его в гармонию, следует снова приступать к «выплавлению воздуха».
Заниматься этим ежедневно нельзя, а лишь через интервалы в пять-семь дней.

Упражнение: «эмбриональное дыхание» . Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Вдохните носом и затем закройте его, заприте воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдохните ртом.
Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось.
При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое.
По мере овладения «эмбриональным» дыханием следует увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно привести к омоложению старых и оздоровлении организма.

Медитация спокойствия

Данная медитация не только способствует общему укрепление здоровья, повышению жизненного потенциала, но и делает упражнение незаменимым для реабилитации функций организма.
Приток энергии в организм из космоса может помочь при устранении нарушений сердечной деятельности и других функциональных систем.
Итак, вы готовы раствориться в окружающем вас пространстве?
Тогда полетели!
Лягте на удобное для вас ложе и закройте глаза. Представьте, что вокруг вас кристально чистое голубое небо. Вы парите в небе, и только оно окружает вас.
Находясь в небе, вы чувствуете, что ваша поза тверда, внизу - пелена из облаков, вы находитесь выше уровня облачности, и куда бы вы ни посмотрели - везде одно чистое голубое небо.
Голубизна неба одухотворяет вас, и вас радует этот волшебный полет...

Упражнение: «приток энергии». Итак, вы лежите, и вас ничего не беспокоит. Согните руки в локтях, а кисти рук положите на солнечное сплетение, причем левая ладонь лежит сверху на правой.
Прежде чем приступить к медитации нужно нормализовать дыхание. Добейтесь того, чтобы продолжительность вдоха была равна длительности выдоха.
Теперь начинаем медитировать, сосредоточьте все внимание на солнечном сплетении. Отбросьте прочь все посторонние мысли, вы думаете только о солнечном сплетении. Вы должны почувствовать, как в районе солнечного сплетения начинает ощущаться как какой-то сгусток, плотный ком. Как только вы почувствуете, что сплетение разогрелось, переключите сознание на дыхание.
Сделать полный вдох. Представьте, как энергия из вдыхаемого воздуха попадает через легкие в солнечное сплетение и там накапливается.
При выдохе представьте, солнечное сплетение как бы сокращается, разгоняя аккумулированную энергию во все части тела, в кончики пальцев ног, рук, в голову.
Дыхание должно быть глубокими.
При следующем вдохе вы накапливаете энергию в солнечном сплетении, при выдохе распределяете ее равномерно по всему организму.
При появлении чувства усталости, примерно через 10- 15 минут после начала упражнения, закончите его.
Данное упражнение совмещает в себе весь положительный эффект от полного дыхания, происходит не только оздоровление легочных альвеол, верхних дыхательных путей, массаж диафрагмой плевральных мешков, других внутренних органов, но и приток энергии ко всем органам.

Упражнение: «энергия космоса». Данное упражнение выполняют в положении лежа. Вытяните руки вдоль туловища, закройте глаза и постарайтесь максимально расслабиться, представив над головой Космос с сияющими яркими звездами над головой, его бесконечные просторы.
Как и в предыдущем упражнении, все внимание сконцентрируйте на солнечном сплетении. Сделав несколько полных вдохов-выдохов, начните постепенно сокращать частоту и интенсивность дыхательных движений.
Представьте себе Космос, наполненный лучистой энергией, пронизывающей любые преграды.
Переключите внимание на ноги. Представьте себе, что энергия космоса впитывается ногами, она проникает через кожу и всасывается костями ног, как вода впитывается губкой. От ног она перетекает в солнечное сплетение, где скапливается, а при выдохах - распределяется по всему телу.
Накопив большое количество энергии, вы можете начать ее излучать вокруг вас. Представьте себе большое веретено, которое на выдохе, начиная от ног, вращается по часовой стрелке. Это веретено при своем вращении обволакивает все тело.
Сделайте вдох, в результате которого происходит поглощение энергии Космоса через кожу и кости, выдохните и пусть мягких частей тела наполнятся этой энергией. Не забывайте поддерживать вращение веретена вокруг своей оси. Такое вращение сохраняется и при вдохе, однако, при выдохе ему каждый раз придается новый импульс.
По мере выполнения данного упражнения, на каком-то этапе вы почувствуете, что ваше дыхание становится все реже и реже. Вам хватает кислорода и без дыхательных движений, вы дышите не кислородом, а космической энергией.
Если же вы чувствуете недостаток кислорода, сделайте несколько редких дополнительных дыхательных движений легкими, но такая потребность вскоре постепенно исчезнет, благодаря насыщению организма энергией.
Через 10-15 минут упражнения или при возникновении чувства усталости закончите упражнение, двигаясь в обратном направлении. Сначала исчезает вращающееся веретено, от головы к ногам.
Потом ослабнет поток энергии, так как весь организм ваш уже впитал необходимое ему количество энергии из Космоса. Ваше дыхание становится нормальным, выровненным, немного полежав, вы постепенно открываете глаза и медленно встаете.
Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных источников магнитных полей.
Лучшее место для занятий - в каком-либо чистом уголке природы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Этика водителя Составила: Осипова Т.Н., педагог-психолог

Этика – это нормы поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении. Только вежливый, предусмотрительный участник дорожного движения вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе других участников движения. Только в обстановке взаимоуважения можно добиться уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий!

Черты плохого водителя: агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Этика складывается из следующих нравственных отношений: − уважительное отношение ко всем участникам движения; − предупредительный, вежливый стиль езды; − оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов; − недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него; − помощь другим водителям; − ответственность за рядом сидящих пассажиров; − бдительность по отношению к пешеходам; − использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством; − садиться за руль только в трезвом состоянии; − следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Находясь за рулем, водитель должен придерживаться таких правил этики: − Паркуясь, нужно помнить о других. − Следует соблюдать рядность. − При возможности следует помогать выехать на дорогу из боковых проездов. − При возможности следует помогать обгонять. − Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее. − При сужении дороги соблюдайте очередность проезда. − Включайте ближний свет в сумерках. − Переходите на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет. При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходите на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары. Грамотно используйте световые приборы. − Пропускайте пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Учитывайте видимость на дороге.

Одним из важнейших условий безопасного управления − это прогнозирование дорожной ситуации. Общий прогноз связан с выбором цели поездки, ее маршрутом, оценкой погодных и дорожных условий, планированием времени, средней скорости вождения, скорости на отдельных участках и т. п. Местный, краткосрочный прогноз сопровождает водителя в процессе движения. У водителей, имеющих практический опыт, прогноз является составной частью автоматизма, а у начинающих водителей необходимо прививать это качество уже в процессе обучения.

Уязвимый участник: Инвалид. Пешеход. Велосипедист. Пассажир.

Влияние темперамента на стиль вождения Темперамент - индивидуальные психологические особенности, которые характеризуют личность человека c учетом динамики его психических процессов. Холерик Сангвиник Меланхолик Флегматик

Сангвиник Спокойный,уравновешенный.общительный,активный,с юмором,вежливый. Так, сангвиники, как правило, являются надежными, хорошими водителями, но порой они переоценивают свои возможности, легко отвлекаются, требуют повышенного контроля в работе.

Холерик Холерики, для которых характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будут утомляться сильнее флегматиков, которым свойственно спокойное отношение к делу. К тому же холерики недостаточно усидчивы, невыдержанны, а бессистемность в работе снижает их качества как водителя, особенно в дальних поездках.

Флегматик Спокойствие, уравновешенность флегматиков благоприятны для управления автомобилем, однако не в сложной дорожной обстановке, так как их действия и решения обычно замедленны.

Меланхолик Для меланхоликов типичны колебания, нерешительность и другие особенности, которые отрицательно сказываются при управлении автомобилем. Однако чаще всего в аварии попадают водители с чрезмерно высокой эмоциональной возбудимостью.

Агрессивный стиль Обилие резких движений. Стремление произвести впечатление. Резкий старт. Необоснованное торможение и ускорение. Перестроение на соседние полосы без предупреждения и т.д.

Классический стиль Неторопливый разгон. Хорошо продуманный скоростной режим. Уверенные повороты. Разумное использование тормозов.


На того, насколько успешным является вождение, влияет множество психических свойств и состояние водителя. Но обычно человек за рулем не действует в одиночку, в дорожной ситуации он общается с пешеходами, с другими водителями. Поэтому, для тог чтобы стать действительно хорошим водителем, нужно самому обладать хорошими качествами, находиться в хорошем расположении духа, овладеть мастерством вождения и умением взаимодействовать с окружающими. Прежде всего, для этого необходимо взаимопонимание.

К сожалению, водители имеют ограниченный арсенал средств, с помощью которых можно передавать друг другу информацию и общаться между собой. Фактически, к этим средствам относится два-три вида: сигнал поворота, стоп-сигнал и иногда переключение фар . Крайне редко используют звуковые сигналы.

Но бывают такие ситуации, когда все выше названные средства бессильны. К примеру, водитель собирается перестроиться в соседний ряд и дает об этом сигнал. Но собирается или не собирается пропускать его водитель, который едет позади него, он не знает, потому, что ответного сигнала не последует. Здесь возможно столкновение, которое возникнет только из-за того, что нельзя получить определенный ответ от коллеги по дорожной ситуации.

Поэтому, пользуясь всеми возможными техническими средствами, необходимо совершенствовать методы коммуникации и общения между водителями в процессе дорожного движения.

Опытный водитель, только по тому, как ведет себя его коллега по движению, с легкостью может прогнозировать его дальнейшие планы. По тому, в каком ряду хочет стоять водитель на перекрестке, можно судить о том, куда он собирается перемещаться в дальнейшем. Существует еще масса маневров, которые понимают окружающие водители . Поэтому человеку, который сидит за рулем, нужно избегать неожиданных и нестандартных ситуаций, которые окружающие водители могут неправильно понять или не понять вовсе. Участник дорожного движения должен вести себя так, чтобы все его действия были предельно ясными для окружающих. В этом случае, если водитель по своей вине попадет в затруднительное положение, другие участники дорожного движения его поймут и помогут выбраться из него с наименьшими потерями.

Не следует забывать и о еще одном пути улучшения общения между водителями транспорта – использованием невербального общения, то есть, языка жестов. Именно жесть являются наиболее полезными тогда, когда в непростой дорожной ситуации все водители вынуждены остановиться и ждать, как поступят другие. Вспомним хотя бы перекрестки равнозначных дорог – редкий, но встречающийся случай.

В таких ситуациях нужно учитывать ненадежность этого способа общения. Поэтому, когда вы получаете какую-то информацию от других водителей в форме жестов, сигналы нужно трактовать крайне аккуратно и осмотрительно, проверять их несколько раз перед тем, как совершить какое-то действие.

Для того чтобы дорожно-транспортное движение было безопасным, нужно стремиться к взаимопониманию между водителями и пешеходами. Статистика установила, что больше половины всех ДТП в какой-то степени связано с поведением пешеходов, а 25% их происходит непосредственно по их вине. Любой пешеход находится в более простой ситуации, чем человек за рулем. Ему гораздо легче прогнозировать действия водителей: они прибавляют или снижают скорость, поворачивают направо или налево. Машина – это достаточно крупная инертная конструкция, которая меняет свое положение постепенно. Она не может перемещаться за долю секунды.

В свою очередь, водителю гораздо сложнее прогнозировать поведение пешехода . Тут моментально появляются неожиданные варианты поведения, особенно, когда перед вами пожилой человек или ребенок. То, как себя ведут пешеходы, не подчиняется никаким закономерностям и его невозможно предугадать, или предопределить. Поэтому тот, кто сидит за рулем, должен рассчитывать на самый худший и неожиданный вариант и заранее подготовить себя к любому маневру пешехода, особенно когда перед ним группа детей.

В любом случае, водитель старается получить как можно больше информации о том, как поведет себя пешеход и при этом ему необходимо знать, видит ли он приближающийся транспорт, или нет. Поэтому каждый водитель время от времени раскодирует движения, жесты, мимику пешеходов, и судя по этой информации, принимает решение на дальнейший маневр .

Ученые установили некоторые закономерности в поведении пешеходов у переходов и дорог, и закономерности, которые связаны с участием пешеходов в ДТП. К примеру, пешеход хочет перейти улицу на переходе, который не регулируется светофором, ждет у перехода секунд 15-20, и. если его никто не пропускает, он пытается перебежать дорогу, даже если вблизи едет транспорт . Принято считать, что безопасный переход происходит тогда, когда человек пересекает улицу, а через 8-9 секунд проезжает транспорт. Но, как правило, люди переходят дорогу и за 2-3 секунды перед автомобилем. Если вы сидите за рулем и видите, что у перехода появилась группа людей, которые ждут уже более 10 секунд, непременно остановитесь и пропустите их, а иначе могут возникнуть названные неприятные ситуации. Так же, как пассажиры, могут поступать и водители, к примеру, когда они не могут выехать со второстепенной. Я не раз замечал, что, если тебя долго не пропускают, начинаешь нервничать и пытаешься рисковать.

Специалисты провели исследования, в результате которых было доказано, что число ДТП при подъезде к переходам и на самих переходах значительно меньше, чем сразу после них. Объясняется это тем, что перед подъездом и на самих переходах водители ведут себя осторожно, чем тогда, когда такие опасные участки остаются позади. Водители должны знать эту закономерность, которая сообщает о том, что сразу после перехода участок дороги остается не менее опасным.

Вопросы: 1. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

2. Профилактика возникновения конфликтов.

Литература: Романов А.Н. Автотранспортная психология. / А.Н. Романов - М.: Академия, 2015. - 66 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 3.3.

От участников дорожного движения зависит моральный климат, который во многом определяет безопасное движение транспортных средств и пешеходов.

Этика поведения водителя означает совокупность моральных правил в отношениях к другим участникам движения. Согласно этим правилам недопустимы грубость, агрессивное поведение, невнимательность, пренебрежение к нормам поведения на дороге.

Довольно заметно различие в отношениях водителей разных квалификаций к другим участникам движения. У мастера своего дела стиль поведения на дороге, как правило, внимательный и вежливый. Таких водителей объединяет единство интересов, высокий уровень водительского мастерства.

Некоторые водители при интенсивном движении в транспортном потоке вклиниваются между автомобилями, вынуждая других резко тормозить, препятствуют обгону увеличением скорости и т. п., создавая нервозную обстановку на дороге и «рваный» ритм движения.

Одним из опасных конфликтов является конфликт между водителями маршрутных транспортных средств и водителями частных автомобилей. Последним не хватает мастерства, поэтому они, нередко, создают препятствия на дороге. Водители маршрутных транспортных средств со своей стороны не проявляют к ним должного понимания и терпения. Более того, во многих случаях в погоне за прибылью эти водители сами допускают грубые нарушения Правил. Они часто резко отъезжают от остановки, резко тормозят и останавливаются для высадки и посадки пассажиров в запрещенных местах, на второй и даже на третьей полосе, на пешеходных переходах, на перекрестках, сужая проезжую часть и создавая опасные ситуации для разъезда.

Отдельные водители пренебрежительно относятся к ученикам за рулем.

Они могут сократить дистанцию, угрожая наездом, могут «подрезать», совершая маневр непосредственно перед автомобилем, эмоциональными жестами выказывают свое недовольство по поводу допущенных огрехов. А ведь новички должны учиться этике поведения прежде всего у опытных водителей. Начинающим требуется поддержка, внимание и тактичное отношение.

Правилами дорожного движения предусмотрено особое отношение к таким участникам дорожного движения, как дети, лица пожилого возраста и лица с явными признаками инвалидности.

Недопустимы на дороге проявления чувства мщения (увеличением скорости в случаях обгона, «подрезанием» транспорта, резким торможением, уменьшением интервала или дистанции и т. п.).


Важное этическое значение имеет реагирование водителя на обращение за помощью. По устоявшимся неписаным правилам водитель должен прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Настоящий водитель никогда не останется в стороне, если его коллега обратится к нему за технической помощью.

Обязательно нужно оказать доврачебную помощь потерпевшим в ДТП, вызвать скорую помощь, при необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Много конфликтных ситуаций возникает во взаимоотношениях водителя или кондуктора частных маршрутных транспортных средств и пассажиров, водителей и пешеходов, в случаях нарушений на пешеходных переходах. Некоторые водители не задумываются о состоянии пассажиров, когда резко стартуют или тормозят.

Основные этические советы водителям следующие.

Обратите внимание, какие действия водителей вас раздражают тогда, когда вы являетесь пешеходом, и наоборот, обратите внимание, что в поведении пешеходов раздражает вас как водителя, и никогда не поступайте так же.

Не стоит адекватно реагировать на поведение агрессивных водителей, вы их все равно не перевоспитаете, только впустую потратите свои нервы. Более того, отвечая им тем же, вы вольно или невольно ставите себя на один уровень с ними, а точнее, опускаетесь до их уровня. Относитесь с уважением к другим участникам дорожного движения, соблюдайте правила водительской этики и солидарности, не позволяйте себе раздражаться за рулем — и ваша езда будет комфортной и безопасной.

Старайтесь доставлять как можно меньше неудобств другим участникам движения. Культурный водитель всегда пропустит женщину с ребенком, инвалида или обычного пешехода и вне пешеходного перехода. Не забывайте, что при езде по крайней правой полосе в дождливую погоду вы можете случайно забрызгать пешехода грязью.

Если вы паркуетесь на стоянке, где мало свободных мест, ставьте машину компактно, чтобы не занимать сразу два места. Отвратительный поступок — «подпереть» чужую машину и уйти. Если у вас нет иного выхода — оставьте под стеклом на приборной панели лист с номером своего мобильного телефона, чтобы вас могли вызвать в случае необходимости.

Не торопите водителя стоящей впереди машины громким и длинным звуковым сигналом. Если он не тронулся с места вовремя на разрешающий сигнал светофора , лучше «моргните» ему фарами — это будет уважительнее и этичнее.

Никогда не отказывайте попавшим в беду коллегам, помогите завести машину, одолжите насос или домкрат, не жалейте нескольких литров бензина. От неприятностей никто не застрахован, в том числе и вы. Если едущий впереди автомобиль подает сигнал маневрирования , но не может его осуществить, пропустите его.

Не создавайте помех, если вас кто-то обгоняет, и, наоборот, всячески содействуйте выполнению этого сложного маневра.

Не пытайтесь объехать поток в крайнем правом ряду. Вы обязательно упретесь в припаркованную машину и начнете вклиниваться в левый ряд. Этим вы создадите проблемы другим водителям, нарушите ритм движения .

Прежде чем проявлять свое недовольство, подумайте, почему водитель едущей впереди машины ведет себя так. Посмотрите на номера (приезжий), на водителя (женщина, пенсионер), состояние машины.

По тому, какой ряд занимает едущая впереди машина, какие знаки впереди, какая марка машины (что дает знание мощности, маневренности, психологии водителя), можно с максимальной точностью предсказать, как поведет себя водитель этой машины. Исходя из этого, вы можете планировать свои маневры.

Помните об ответственности за сидящих рядом пассажиров, никогда не рискуйте. Используйте наиболее безопасные приемы управления своим транспортным средством. Никогда не садитесь за руль в нетрезвом состоянии. Постоянно следите за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства. Не забывайте, что безопасное движение требует не соревнования, а сотрудничества между водителями.

Если на автомагистрали вы кого-то догоняете, вежливый водитель передней машины обязательно примет вправо, создавая максимально удобные условия для обгона; когда вас догоняют, то ждут таких же действий.

ЛЕКЦИЯ 4.1. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий.

Вопросы: 1. Влияние дорожных условий на безопасность движения.

2. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 4.1.

Скользкая дорога . Скользкой бывает не только зимняя дорога, по-крытая льдом или снегом. В теплое время года коварен асфальт в начале дождя, когда еще не смылись, но уже успели намокнуть пыль и грязь, представляющие собой «отличную» смазку. Скользко бывает ранним утром, особенно в туман, и в жаркий полдень, Когда на асфальтобетоне выступает вяжущее вещество. Повышенной скользкостью обладает свежеуложенный асфальт. На высокой скорости «поскользнуться» можно и на абсолютно сухой, но волнистой (дефект асфальтового покрытия) дороге, когда колеса теряют сцепление с покрытием во впадинах между гребеш-ками неровностей.

Скользкое покрытие, как правило, неоднородно, и при различной силе сцепления ведущих колес (правого и левого) легко развивается занос автомобиля. Водителю очень важно быть готовым к его преодолению. Восстановить устойчивость автомобиля при возникшем заносе возможно только плавным снижением тяги (при необходимости - до остановки) и осторожным ступенчатым торможением, не допускающем блокировки колес. Нас-колько сильно требуется нажимать педаль тормоза, водитель должен чувствовать по поведению автомобиля. Уже при выезде следует пробовать скользкую дорогу осторожным торможением. И уж обязательно поступать так, если это первый в сезоне гололед или был перерыв в вождении.

Резкое торможение только усугубит ситуацию, т. к. заблокированные колеса срываются в скольжение значительно быстрее катящихся. Кроме того, несущийся юзом автомобиль совершенно неуправляем.

Трогаться с места на скользкой дороге лучше на второй передаче, поскольку при этом на колеса передается меньший момент и становится намного легче дозировать силу тяги, не допуская пробуксовки колес.

Итак, ввиду важности вопроса, резюмируем. На скользкой дороге в несколько раз увеличивается тормозной путь. Сильно возрастает опасность блокировки колес, а это чревато самым неприятным - потерей поперечной устойчивости автомобиля. Избежать блокировки колес можно только плавным нажимом педали тормоза. Насколько сильно можно нажимать педаль тормоза, водитель должен чувствовать по поведению автомобиля. Уже при выезде следует пробовать скользкую дорогу осторожным торможением. И уж обязательно поступать так, если это первый в сезоне гололед или был перерыв в вождении.

Коэффициенты сцепления различных дорожных покрытий составляют:

Цементобетонное, сухое, твердое, шероховатое — 0,7 — 0,8;

Асфальтобетонное, сухое, сухой булыжник — 0,5 — 0,6;

Асфальтобетонное или булыжное грязное, скользкое или промерз-шее - 0,2-0,3;

Цементобетонное влажное — 0,2;

Гололедица — 0,08 — 0,15.

Опасными метеорологическими условиями для автомобильного транспорта являются гололедица, туман, пыльная буря, сильный снегопад, метель, дождь, град, сильный, порывистый ветер и некоторые другие. В этом случае водитель должен принять все возможные меры безопасности: включить внешние световые приборы (в крайних случаях - аварийную сигнализацию), снизить скорость, увеличить дистанцию до идущих впереди автомобилей, а при необходимости - прекратить дви-жение и эвакуировать пассажиров.

Гололедица - лед на проезжей части дороги, который образуется при замерзании жидких осадков (дождя, мороси, капели, густого тумана и т. п.). Скользким, как лед, является также снежный накат: уплотненный и раскатанный колесами автомобилей снег на проезжей части дороги.

Густой снегопад снижает видимость, вызывает обледенение ветрового стекла, щеток стеклоочистителей, наружных зеркал заднего вида, внешних световых приборов. При ухудшении обзорности дороги водителю следует время от времени останавливать автомобиль для удаления льда и налипшего снега. Следует помнить и об ухудшении видимости светофоров, знаков, разметки, а также сигналов торможения идущих впереди автомобилей. Поэтому главная опасность при снегопаде связана с выбором безопасной скорости и дистанции. Особую осторожность следует соблюдать при следовании за автомобилем с шипованными шинами. Тормозной путь такого автомобиля в 1,5—1,6 раза меньше обычного (на шинах, не оснащенных шипами), поэтому дистанцию следует увеличить.

В оттепель при температуре воздуха выше 0 С грунтовые обочины размягчаются, поэтому съезд с проезжей части может быть чреват заносом и опрокидыванием автомобиля.

При въезде в туман важно вовремя включить ближний свет фар. Это необходимо не только для того, чтобы самому видеть дорогу, но и для того, чтобы ваш автомобиль лучше видели другие участники движения. Ближний свет фар создает зону видимости, в зависимости от протяженности которой (т. е. густоты тумана) водителю следует выбирать безопас-ную скорость движения автомобиля. Еще лучше, чем ближний свет фар, в тумане «работают» противотуманные фары. Дальний свет фар в тумане не просто бесполезен, а даже опасен, т. к. направленные вперед (а не вперед - вниз) световые лучи, отражаясь капельками влаги, образуют яркую светящуюся пелену, скрывающую дорогу и расположенные на ней объекты.

Плохая видимость в тумане влияет и на психику водителя. Порой у него создается обманчивое впечатление полного безлюдья, и, когда внезапно и беззвучно появляются контуры встречного автомобиля, водитель может испугаться и даже испытать состояние стресса.

Сильный дождь также снижает видимость и создает задержки в движении. А также возможны размыв полотна дороги, повреждение дорожных знаков и другие опасности. Даже при небольшом дожде стекла автомобиля нередко запотевают, видимость резко снижается, водитель вынужден отвлекаться от управления для протирки стекол. В темное время суток можно не сразу заметить, что стекла запотели, в то время как видимость падает до опасного предела. Для лучшей вентиляции салона (кабины) автомобиля можно приоткрыть боковое стекло, однако при этом возникает опасность быть облитым водой, разбрызгиваемой колесами встречного автомобиля.

Во время дождя внешние световые приборы автомобиля покрываются водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами встречных и попутных автомобилей, которая ухудшает освещение дороги и заметность автомобиля сзади.

Обеспечение безопасности немыслимо без четкого взаимодействия участников движения. Поэтому очень важно освоить и применять все способы такого взаимодействия.
Как сообщить о своих намерениях? Когда вы хотите изменить направление движения, не забывайте о том, что при перестроении, повороте, развороте вероятность столкновения с другим транспортным средством увеличивается. Своевременное сообщение о своих намерениях значительно снижает эту вероятность.
Не забывайте подать сигнал всякий раз, когда вы перестраиваетесь на другую полосу, собираетесь повернуть, выехать или съехать с дороги, хотите остановиться, начинаете движение после остановки или стоянки.
Подавать сигналы надо так, чтобы они были хорошо видны, вовремя замечены и правильно поняты другими участниками дорожного движения. Чем раньше вы подадите сигнал о ваших дальнейших намерениях, тем больше будет у других участников времени, чтобы этот сигнал принять и отреагировать на него.
Учитывайте условия движения в некоторых ситуациях. Слишком ранняя подача сигнала может дезориентировать других участников. Например, если хотите остановиться за перекрестком, не стоит подавать сигнал перед перекрестком, лучше подать его, когда вы уже въехали на перекресток. Если вы собираетесь повернуть на пересечении, перед которым в непосредственной близости располагается еще один перекресток, то не включайте указатель поворота до тех пор, пока не проедете первое пересечение. Если вы подадите сигнал раньше, то другие участники могут решить, что вы будете поворачивать не на втором, а на первом перекрестке, и предпримут действия, опасные в данной ситуации, например начнут левый поворот или завершение обгона.
Подавайте сигнал об изменении направления движения как можно раньше, но так, чтобы он не дезориентировал других водителей. Надо выработать у себя привычку включать указатель поворота всякий раз, когда вы изменяете направление движения, независимо от того, есть ли вокруг другие участники движения или нет. Привычка должна быть выработана прочно, надежно, основательно. После выполнения маневра проверьте, выключен ли сигнал поворота. При очень плавном повороте автоматическое выключение сигнала может не сработать.
Иногда сигнал рукой предпочтительнее, чем сигнал указателем поворота. Например, в ясный яркий солнечный день (когда солнце светит прямо в глаза или сбоку) бывает трудно разглядеть, включена или нет лампочка сигнала поворота. В плохую погоду (дождь, снег, грязь на дороге) тоже можно не увидеть сигнала, если указатель забрызган грязью.
О ваших намерениях другие люди могут судить по той позиции, которую занимает ваш автомобиль на проезжей части. Например, то, что вы, приближаясь к перекрестку, перестраиваетесь в крайнюю правую полосу, может подсказать другим водителям, что вы хотите повернуть направо. Однако только позиция автомобиля, не подкрепленная предупреждающими сигналами, дает весьма неопределенную информацию. Не забывайте о сигналах.
Очень важно, чтобы позиция автомобиля вместо полезной информации не давала информации дезориентирующей. Например, иногда водители несколько отклоняются от прямолинейного движения влево не для того, чтобы затем совершить левый поворот, а напротив, для поворота вправо - они считают, что так удобнее «вписаться» в поворот. Такие неоправданные изменения траектории движения могут ввести в заблуждение движущихся сзади и привести к происшествию. Поэтому, прежде чем изменить траекторию, не имея на то особой причины, подумайте о том, как ваши действия могут быть истолкованы другими и к каким последствиям это может привести.