Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ради Бога, спуститесь вниз в приёмную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрёл машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее - он может быть вооружён.

Первые показы на публике

В конце 1936 года BBC начала заменять системы Бэрда (которые к тому времени имели 240 линий сканирования) электронными телевизионными системами компании Electric and Musical Industries Ltd (EMI), которые, после слияния с компанией Маркони под руководством Исаака Шоэнберга производила системы с 405 строками сканирования. BBC перестала транслировать передачи по системе Бэрда в начале 1937 года .

Бэрд также внёс большой вклад в развитие электронного телевидения, например, в 1939 году он продемонстрировал цветное телевидение на базе электронно-лучевой трубки - перед экраном вращался диск, состоящий из цветных фильтров. Этот метод использовался американскими компаниями Columbia Broadcasting System (CBS) и Radio Corporation of America (RCA).

Другие изобретения

Помимо телевидения, Бэрд пытался проявить себя во многих других областях. В свои 20 лет он пытался создавать алмазы путём нагревания графита и в результате устроил короткое замыкание в электросети университета Глазго. Через некоторое время он создал бритвенный станок из стекла, который, впрочем, разбился. По примеру автомобильных шин он пытался создать пневматическую обувь, но камеры в опытном образце лопались. Термоноски - ещё одно изобретение Бэрда, которое получилось более успешным, нежели другие.

«Фоновидение », первое устройство для записи видеоизображения, также является изобретением Бэрда.

Напишите отзыв о статье "Бэрд, Джон Лоуги"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (рус.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • - also contains many detailed references to Baird’s history (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Литература

  • Baird, John Logie, Television and Me: The Memoirs of John Logie Baird . Edinburgh: Mercat Press, 2004. ISBN 1-84183-063-1 (англ.)
  • Kamm, Antony, and Malcolm Baird, John Logie Baird: A Life . Edinburgh: NMS Publishing, 2002. ISBN 1-901663-76-0 (англ.)
  • McArthur, Tom, and Peter Waddell, The Secret Life of John Logie Baird . London: Hutchinson, 1986. ISBN 0-09-158720-4. (англ.)
  • McLean, Donald F., Restoring Baird’s Image . The Institute of Electrical Engineers, 2000. ISBN 0-85296-795-0. (англ.)
  • Rowland, John, The Television Man: The Story of John Logie Baird . New York: Roy Publishers, 1967. (англ.)
  • Tiltman, Ronald Frank, Baird of Television . New York: Arno Press, 1974. (Reprint of 1933 ed.) ISBN 0-405-06061-0. (англ.)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Бэрд, Джон Лоуги

Думаю, что во время своих скитаний Серёгиным приходилось хвататься за любую работу, просто чтобы по-человечески выжить. Время было суровое и на чью-либо помощь они, естественно, не рассчитывали. Чудесное поместье Оболенских осталось в далёком и счастливом прошлом, казавшимся теперь просто невероятно красивой сказкой... Реальность была жестокой и, хочешь не хочешь, с ней приходилось считаться...
В то время уже шла кровавая вторая мировая война. Пересекать границы было очень и очень непросто.
(Я так никогда и не узнала, кто и каким образом помог им перейти линию фронта. Видимо, кто-то из этих трёх людей был очень кому-то нужен, если им всё же удалось со-вершить подобное... И я так же совершенно уверена, что помогал им кто-то достаточно влиятельный и сильный, иначе никоим образом перейти границу в такое сложное время им никогда бы не удалось... Но как бы не доставала я позже свою бедную терпеливую бабушку, ответа на этот вопрос она упорно избегала. К сожалению, мне так и не удалось узнать хоть что-нибудь по этому поводу).
Так или иначе, они всё же оказались в незнакомой Литве... Дедушка (я буду его дальше так называть, так как только его я и знала своим дедушкой) сильно приболел, и им пришлось на время остановиться в Литве. И вот эта-то короткая остановка, можно сказать, и решила их дальнейшую судьбу... А также и судьбу моего отца и всей моей семьи.
Они остановились в маленьком городке Алитус (чтобы не слишком дорого приходилось платить за жильё, так как финансово, к сожалению, им в то время было довольно тяжело). И вот, пока они «осматривались по сторонам», даже не почувствовали, как были полностью очарованы красотой природы, уютом маленького городка и теплом людей, что уже само по себе как бы приглашало хотя бы на время остаться.

А также, несмотря на то, что в то время Литва уже была под пятой «коричневой чумы», она всё же ещё каким-то образом сохраняла свой независимый и воинственный дух, который не успели вышибить из неё даже самые ярые служители коммунизма... И это притягивало Серёгиных даже больше, чем красота местной природы или гостеприимство людей. Вот они и решили остаться «на время»… что получилось – навсегда… Это был уже 1942 год. И Серёгины с сожалением наблюдали, как «коричневый» осьминог национал-социализма всё крепче и крепче сжимал своими щупальцами страну, которая им так полюбилась... Перейдя линию фронта, они надеялись, что из Литвы смогут добраться до Франции. Но и при «коричневой чуме» дверь в «большой мир» для Серёгиных (и, естественно, для моего папы) оказалась закрытой и на этот раз навсегда… Но жизнь продолжалась... И Серёгины начали понемногу устраиваться на своём новом месте пребывания. Им заново приходилось искать работу, чтобы иметь какие-то средства для существования. Но сделать это оказалось не так уж сложно – желающим работать в трудолюбивой Литве всегда находилось место. Поэтому, очень скоро жизнь потекла по привычному им руслу и казалось – снова всё было спокойно и хорошо...
Мой папа начал «временно» ходить в русскую школу (русские и польские школы в Литве не являлись редкостью), которая ему очень понравилась и он категорически не хотел её бросать, потому что постоянные скитания и смена школ влияла на его учёбу и, что ещё важнее – не позволяла завести настоящих друзей, без которых любому нормальному мальчишке очень тяжело было существовать. Мой дедушка нашёл неплохую работу и имел возможность по выходным хоть как-то «отводить душу» в своём обожаемом окружном лесу.

А моя бабушка в то время имела на руках своего маленького новорождённого сынишку и мечтала хотя бы короткое время никуда не двигаться, так как физически чувствовала себя не слишком хорошо и была так же, как и вся её семья, уставшей от постоянных скитаний. Незаметно прошло несколько лет. Война давно кончилась, и жизнь становилась более нормальной во всех отношениях. Мой папа учился всё время на отлично и учителя порочили ему золотую медаль (которую он и получил, окончив ту же самую школу).
Моя бабушка спокойно растила своего маленького сына, а дедушка наконец-то обрёл свою давнишнюю мечту – возможность каждый день «с головой окунаться» в так полюбившийся ему алитуский лес.
Таким образом, все были более или менее счастливы и пока что никому не хотелось покидать этот поистине «божий уголок» и опять пускаться странствовать по большим дорогам. Они решили дать возможность папе закончить так полюбившуюся ему школу, а маленькому бабушкиному сыну Валерию дать возможность как можно больше подрасти, чтобы было легче пускаться в длинное путешествие.
Но незаметно бежали дни, проходили месяцы, заменяясь годами, а Серёгины всё ещё жили на том же самом месте, как бы позабыв о всех своих обещаниях, что, конечно же, не было правдой, а просто помогало свыкнутся с мыслью, что возможно им не удастся выполнить данное княжне Елене слово уже никогда... Все Сибирские ужасы были далеко позади, жизнь стала каждодневно привычной, и Серёгиным иногда казалось, что этого возможно и не было никогда, как будто оно приснилось в каком-то давно забытом, кошмарном сне...

Василий рос и мужал, становясь красивым молодым человеком, и его приёмной матери уже всё чаще казалось, что это её родной сын, так как она по-настоящему очень его любила и, как говорится, не чаяла в нём души. Мой папа звал её матерью, так как правды о своём рождении он пока ещё (по общему договору) не знал, и в ответ любил её так же сильно, как любил бы свою настоящую мать. Это касалось также и дедушки, которого он звал своим отцом, и также искренне, от всей души любил.
Так всё вроде понемногу налаживалось и только иногда проскальзывающие разговоры о далёкой Франции становились всё реже и реже, пока в один прекрасный день не прекратились совсем. Надежды добраться туда никакой не было, и Серёгины видимо решили, что будет лучше, если эту рану никто не станет больше бередить...
Мой папа в то время уже закончил школу, как ему и пророчили – с золотой медалью и поступил заочно в литературный институт. Чтобы помочь семье, он работал в газете «Известия» журналистом, а в свободное от работы время начинал писать пьесы для Русского драматического театра в Литве.

Всё вроде бы было хорошо, кроме одной, весьма болезненной проблемы – так как папа был великолепным оратором (на что у него и вправду, уже по моей памяти, был очень большой талант!), то его не оставлял в покое комитет комсомола нашего городка, желая заполучить его своим секретарём. Папа противился изо всех сил, так как (даже не зная о своём прошлом, о котором Серёгины пока решили ему не говорить) он всей душой ненавидел революцию и коммунизм, со всеми вытекающими из этих «учений» последствиями, и никаких «симпатий» к оным не питал... В школе он, естественно, был пионером и комсомольцем, так как без этого невозможно было в те времена мечтать о поступлении в какой-либо институт, но дальше этого он категорически идти не хотел. А также, был ещё один факт, который приводил папу в настоящий ужас – это участие в карательных экспедициях на, так называемых, «лесных братьев», которые были не кем-то иным, как просто такими же молодыми, как папа, парнями «раскулаченных» родителей, которые прятались в лесах, чтобы не быть увезёнными в далёкую и сильно их пугавшую Сибирь.
За несколько лет после пришествия Советской власти, в Литве не осталось семьи, из которой не был бы увезён в Сибирь хотя бы один человек, а очень часто увозилась и вся семья.
Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.

John Logie Baird
Born August 14 1888(1888-08-14 )
Helensburgh, Dunbartonshire,
Scotland
Died June 14 1946 (aged 57)
Bexhill, Sussex, England
Resting place Baird family grave
in Helensburgh Cemetery
Residence Scotland, England
Nationality Scottish
Citizenship United Kingdom
Education Larchfield Academy, Helensburgh
Alma mater Royal Technical College, Glasgow
Occupation Inventor
Businessman
Known for Inventor of television ,
including the first color television.
Religious beliefs None (Agnostic)
Spouse(s) Margaret Albu (m. 1931)
Children Diana Baird and Malcolm Baird
Parents Rev John Baird, Minister,
West Kirk, Helensburgh
Jessie Morrison Inglis

Member of the Physical Society (1927)
Member of the Television Society (1927)
Honorary Fellow of the Royal Society of Edinburgh (1937)

John Logie Baird FRSE (August 14, 1888 - June 14, 1946) was a Scottish scientist, engineer, innovator, and inventor of the world"s first television ; the first publicly demonstrated color television system; and the first purely electronic color television picture tube. Baird"s early technological successes and his role in the practical introduction of broadcast television for home entertainment earned him a prominent place in not only in the development of television but as one of the great Scottish scientists in history.

Contents

Baird was educated at Larchfield Academy (now part of Lomond School) in Helensburgh; the Glasgow and West of Scotland Technical College (which later became the University of Strathclyde); and the University of Glasgow. His degree course was interrupted by World War I . Baird neither drank nor smoked as a young man, having suffered a near-fatal illness as an infant and had a "weak constitution." Due to his ill-health he was not accepted for military service.

He worked Clyde Valley Electrical Power Company for a while and then started a variety of his own small businesses. The most successful was manufacturing and marketing a water-absorbent sock. Less successful was a jam factory in Trinidad . He had moved there in 1919 and noting the abundance of citrus fruit and sugar on the island decided to manufacture jam. Unfortunately, the local insect population interfered with the production to such an extent that he returned to Britain within a year.

Plaque in Queens Arcade, Hastings

In early 1923, and in poor health, Baird moved to 21 Linton Crescent, Hastings, on the south coast of England and later rented a workshop in Queen"s Arcade in the town. Baird built what was to become the world"s first working television set using items including an old hatbox and a pair of scissors, some darning needles, a few bicycle light lenses, a used tea chest, and sealing wax and glue that he purchased. In February 1924, he demonstrated to the Radio Times that a semi-mechanical analogue television system was possible by transmitting moving silhouette images. In July of the same year, he received a 1000-volt electric shock, but survived with only a burnt hand. His landlord, Mr Tree, asked him to quit his workshop and he moved to upstairs rooms in Soho, London , where he made a technical breakthrough. Baird gave the first public demonstration of moving silhouette images by television at Selfridges department store in London in a three-week series of demonstrations beginning on March 25, 1925. Soon after, he founded the Baird Television Development Company Ltd.

Baird visited the United States in late 1931. He and Baird Television company secretary, Walter Knight, sailed into New York on the Cunard Line ocean liner the RMS ""Aquitania"" in September. Several months prior to this trip, Baird had met Margaret Albu, a concert pianist from South Africa . Although there was a 19-year age difference they fell in love and while in New York Baird proposed marriage to her. They were married in New York on November 13, 1931. The marriage was a happy one, lasting until Baird"s death 15 years later.

Baird and his new wife returned to England where they lived in Sydenham, in the outskirts of London. They had two children, Diana and Malcolm. Baird had a private laboratory next to their house. The outbreak of war in 1939 halted television broadcasting, which forced his company Baird Television into bankruptcy . Baird and his family left London for the safety of Cornwall, where he continued his research on television at his own expense.

After the war, with their London house damaged by the bombings, the Baird family moved to a house in Station Road, Bexhill-on-Sea, East Sussex. There, Baird continued his work until early 1946 when he suffered a stroke.

Baird died in Bexhill on June 14, 1946. He was buried in the Baird family grave in Helensburgh Cemetery.

Development of Television

Baird is known as the inventor of the world"s first television . In fact, the development of television was the result of work by many inventors. Among them, Baird was a prominent pioneer and made major advances in the field. Particularly in Britain, many historians credit Baird with being the first to produce a live, moving, greyscale television image from reflected light.

In his first attempts to develop a working television system, Baird experimented with the Nipkow disk, a scanning disc system invented by Paul Nipkow in 1884. Television historian Albert Abramson calls Nipkow"s patent "the master television patent".

Arthur Korn had previously built the first successful signal-conditioning circuits for image transmission between 1902 and 1907. His compensation circuit allowed him to send still pictures by telephone or wireless between countries and even over oceans, while his circuit operated without benefit of electronic amplification. Baird was the direct beneficiary of Korn"s research and success.

First public demonstrations

Modern replica of Stooky Bill

In his laboratory on October 2, 1925, Baird successfully transmitted the first television picture with a greyscale image: the head of a ventriloquist"s dummy nicknamed "Stooky Bill" in a 30-line vertically scanned image, at five pictures per second. Baird went downstairs and fetched an office worker, 20-year-old William Edward Taynton, to see what a human face would look like, and Taynton became the first person to be televised in a full tonal range. Looking for publicity, Baird visited the Daily Express newspaper to promote his invention. The news editor was terrified: he was quoted by one of his staff as saying: "For God"s sake, go down to reception and get rid of a lunatic who"s down there. He says he"s got a machine for seeing by wireless! Watch him-he may have a razor on him."

On January 26, 1926, Baird repeated the transmission for members of the Royal Institution and a reporter from The Times in his laboratory at 22 Frith Street in the Soho district of London. By this time, he had improved the scan rate to 12.5 pictures per second. It was the first demonstration of a television system that could broadcast live moving images with tone graduation.

He demonstrated the world"s first color transmission on July 3, 1928, using scanning discs at the transmitting and receiving ends with three spirals of apertures, each spiral with a filter of a different primary color; and three light sources at the receiving end, with a commutator to alternate their illumination. That same year he also demonstrated stereoscopic television.

Broadcasting

In 1927, Baird transmitted a long-distance television signal over 438 miles (705 km) of telephone line between London and Glasgow; Baird transmitted the world"s first long-distance television pictures to the Central Hotel at Glasgow Central Station. This transmission was Baird"s response to a 225-mile, long-distance telecast between stations of AT&T Bell Labs. The Bell stations were in New York and Washington, DC . The earlier telecast took place in April 1927, a month before Baird"s demonstration.

Baird then set up the Baird Television Development Company Ltd, which in 1928 made the first transatlantic television transmission, from London to Hartsdale, New York, and the first television program for the BBC . In November 1929, Baird and Bernard Natan established France"s first television company, Télévision-Baird-Natan. He televised the first live transmission of the Epsom Derby in 1931. He demonstrated a theatre television system, with a screen two feet by five feet (60 cm by 150 cm), in 1930 at the London Coliseum, Berlin, Paris, and Stockholm. By 1939 he had improved his theatre projection system to televise a boxing match on a screen 15 ft (4.6 m) by 12 ft (3.7 m).

From 1929 to 1932, the BBC transmitters were used to broadcast television programs using the 30-line Baird system, and from 1932 to 1935, the BBC also produced the programs in their own studio at 16 Portland Place. On November 3, 1936, from Alexandra Palace located on the high ground of the north London ridge, the BBC began alternating Baird 240-line transmissions with EMI"s electronic scanning system which had recently been improved to 405 lines after a merger with Marconi. The Baird system at the time involved an intermediate film process, where footage was shot on cinefilm which was rapidly developed and scanned. The trial was due to last 6 months but the BBC ceased broadcasts with the Baird system in February 1937, due in part to a disastrous fire in the Baird facilities at Crystal Palace. It was becoming apparent to the BBC that the Baird system would ultimately fail due in large part to the lack of mobility of the Baird system"s cameras, with their developer tanks, hoses, and cables.

Baird"s television systems were replaced by the electronic television system developed by the newly formed company EMI-Marconi under Isaac Shoenberg, which had access to patents developed by Vladimir Zworykin and RCA. Similarly, Philo T. Farnsworth"s electronic "Image Dissector" camera was available to Baird"s company via a patent-sharing agreement. However, the Image Dissector camera was found to be lacking in light sensitivity, requiring excessive levels of illumination. Baird used the Farnsworth tubes instead to scan cinefilm, in which capacity they proved serviceable though prone to dropouts and other problems. Farnsworth himself came to London to Baird"s Crystal Palace laboratories in 1936, but was unable to fully solve the problem; the fire that burned Crystal Palace to the ground later that year further hampered the Baird company"s ability to compete.

Baird made many contributions to the field of electronic television after mechanical systems had taken a back seat. In 1939, he showed color television using a cathode ray tube in front of which revolved a disc fitted with color filters, a method taken up by CBS and RCA in the United States. In 1941, he patented and demonstrated a system of three-dimensional television at a definition of 500 lines. On August 16, 1944, he gave the world"s first demonstration of a fully electronic color television display. His 600-line color system used triple interlacing, using six scans to build each picture.

In 1943, the Hankey Committee was appointed to oversee the resumption of television broadcasts after the war. Baird persuaded them to make plans to adopt his proposed 1000-line Telechrome electronic color system as the new post-war broadcast standard. The picture quality on this system would have been comparable to today"s HDTV (High Definition Television). The Hankey Committee"s plan lost all momentum partly due to the challenges of postwar reconstruction. The monochrome 405-line standard remained in place until 1985 in some areas, and it was three decades until the introduction of the 625-line system in 1964 and (PAL) color in 1967. A demonstration of large screen three-dimensional television by the BBC was reported in March 2008, over 60 years after Baird"s demonstration.

Other inventions

Baird was a talented innovator and his inventions spanned a much broader range than just television. Several of his early inventions were less than successful, however. In his twenties he tried to create diamonds by heating graphite and shorted out Glasgow"s electricity supply. Later Baird invented a glass razor which was rust-resistant, but shattered. Inspired by pneumatic tires he attempted to make pneumatic shoes, but his prototype contained semi-inflated balloons which burst. He also invented a thermal undersock (the Baird undersock), which was moderately successful. Baird suffered from cold feet, and after a number of trials, he found that an extra layer of cotton inside the sock provided warmth.

Baird"s numerous other developments demonstrated his talent. He was a visionary and began to dabble with electricity . In 1928, he developed an early video recording device, which he dubbed Phonovision. The system consisted of a large Nipkow disk attached by a mechanical linkage to a conventional 78-rpm record-cutting lathe . The result was a disc that could record and play back a 30-line video signal. Technical difficulties with the system prevented its further development, but some of the original phonodiscs have been preserved, and have since been restored by Donald McLean, a Scottish electrical engineer. He also achieved significant developments in fibre-optics , radio direction finding, and infrared night viewing.

There is uncertainty about his contribution to the development of radar , for his wartime defense projects were not officially acknowledged by the UK government. According to Malcolm Baird, his son, in 1926 Baird filed a patent for a device that formed images from reflected radio waves, a device remarkably similar to radar, and that he was in correspondence with the British government at the time. According to some experts, Baird"s "noctovision" is not radar. Unlike radar (except Doppler radar), Noctovision is incapable of determining the distance to the scanned subject. Noctovision also cannot determine the coordinates of the subject in three-dimensional space.

Legacy

Bust of John Logie Baird, by Donald Gilbert in 1943, stands on The Promenade at Helensburgh

Baird is known, particularly in Britain, as the inventor of television , being the first to produce a live, black and white television image. The "Baird" name for television continues to be used by the Brighthouse retail chain in the UK as a brand name for its televisions.

Baird"s last home in Bexhill was divided and named "Baird Court," with a commemorative bronze plaque placed on the wall. However, despite public objections, it was demolished in August 2007. A new apartment building on the same site carries a historic plaque as well as the name "Baird Court."

Notes

  1. Russell W. Burns, John Logie Baird, Television Pioneer (London: The Institution of Engineering and Technology, 2000, ISBN 978-0852967973), 1.
  2. Burns, John Logie Baird , 10.
  3. Malcolm Baird, Down the pub with John Logie Baird?
  4. John Logie Baird (1888-1946) Scottish Science Hall of Fame, 2009. Retrieved August 26, 2016.
  5. Anthony Fellow, American Media History (Cengage Learning, 2012, ISBN 978-1111348120), 278.
  6. Malcolm Baird, Baird in America Baird Television . Retrieved October 3, 2013.
  7. Malcolm Baird, John Logie Baird - the final months 1945-46 Baird Television. Retrieved October 3, 2013.
  8. John Logie Baird Find A Grave. Retrieved October 3, 2013.
  9. John Logie Baird (1888 - 1946) BBC History . Retrieved October 3, 2013.
  10. Albert Abramson, The History of Television, 1880 to 1941 , (McFarland, 2003, ISBN 978-0786412204), 13-15.
  11. T. Thorne Baker, Wireless Pictures and Television (London: Constable & Company, 1926), 28, 29, 81.
  12. Burns, John Logie Baird , 33-34.
  13. Russell W. Burns, Television: An International History of the Formative Years (The Institution of Engineering and Technology, 1999, ISBN 978-0852969144), 264.
  14. Donald F. McLean, Restoring Baird"s Image (The Institution of Engineering and Technology, 2001, ISBN 978-0852967959), 37.
  15. John Logie Baird: 1888 - 1946 "Who invented the television? How people reacted to John Logie Baird"s creation 90 years ago" The Telegraph . Retrieved August 26, 2016.
  16. Antony Kamm and Malcolm Baird, John Logie Baird: A Life (Edinburgh: National Museums of Scotland Publishing, 2006, ISBN 978-1901663761), 69.
  17. United States Patent 1,925,554 USPTO, September 5, 1933. Retrieved October 3, 2013.
  18. R.F. Tiltman, How "Stereoscopic" Television is Shown , Radio News , November 1928. Retrieved October 3, 2013.
  19. Interview with Paul Lyons , Historian and Control and Information Officer at Glasgow Central Station, January 19, 2009. Retrieved October 3, 2013.
  20. Abramson, The History of Television , 99-101.
  21. J.L. Baird, Television in 1932 BBC Annual Report , 1933. Retrieved October 3, 2013.
  22. "Baird Television Limited - Growing Demand For Home Receivers - Success Of Large Screen Projections In Cinemas - etc." The Times , April 3, 1939, p23 column A.
  23. Joseph H. Udelson, The Great Television Race: A History of the American Television Industry 1925 - 1941 (University of Alabama Press, 1982,

John Logie Baird invented “Television”

John Logie Baird was a Scottish inventor and one of the pioneers of the invention of television. Baird was born in 1888 in Helensburgh, Scotland, and was the youngest child of the Reverend John Baird and Jessie Morrison Inglis. He showed signs of resourcefulness even as a child, when he developed a small scale telephone exchange connecting his house with the neighboring ones. He studied at the Technical College in Glasgow but could not finish his degree due to the outbreak of World War I. Due to his persistent ill health, he was not deemed fit for military service, so he worked as the superintendent engineer at the Clyde Valley Electrical Power Company.

Baird briefly dabbled in other business, and moved abroad for a short period of time before returning to London in 1920. It was then that he started to experiment with television. He was living in near poverty and had to borrow money from friends and family, while living in an attic. Yet, his obsession was such that he kept at it and was always sure that he would eventually succeed. Many inventors were keen on doing the same, including one named Arthur Korn, who had successfully transmitted still images up to that point. Baird did not have very sophisticated equipment at his disposal; in fact his “equipment” included an assortment of odds and ends such as a discarded hatbox, a pair of scissors, darning needles, bicycle lights and sealing wax.

By 1925, Baird had developed his first working model and gave a public demonstration at Selfridges in Oxford Street, London. He repeated this demonstration, in slightly better quality, for the Royal Institution in 1926. He also demonstrated the world’s first color transmission on July 3, 1928. In 1927, Baird transmitted his first long distance television signal over a distance of 438 miles of telephone lines between London and Glasgow. Baird was not the first to claim this feat, as the same had already been demonstrated a month earlier by AT&T Bell Labs between New York and Washington, DC.

Baird set up the “Baird Television Development Company Ltd” which made the first transatlantic transmission from London to New York in 1928. This company also broadcasted the first television program for the British Broadcasting Corporation (BBC) and continued to do so between 1929 to 1932. Baird helped to establish the first television company of France and also worked to synchronize the transmission of sound and vision so they would appear at the same time. In the 1930s, Baird’s mechanical television was replaced by electronic television technology developed by the Italian inventor . Baird made several important contributions to this area of technology as well, including developing and patenting a system of three-dimensional television, and a proposed “Telechrome electronic colour system” which would have been today’s equivalent of Hi-Definition or HDTV. Baird also made contributions in other fields of science, including fibre-optics, radio direction finding, and infrared night viewing.

Baird got married at the age of 43 to a South African pianist named Margaret Albu, with whom he had two children. He died in Helensburgh in June 1946 and is buried at the cemetery there. He was awarded an Honorary Fellowship to the Royal Society of Edinburgh for his contributions to the development and advancement of television.

Джон Логи Бэрд, шотландский изобретатель, учёный, предприниматель, создал первую механическую телевизионную систему - это был важный шаг в истории развития телевидения. Джон - пионер в этой области, и ему первому удалось создать и передать в режиме реального времени движущее изображение, состоящего из оттенков серого цвета и добиться положительного результата, несмотря на то, что темой занимались многие инженеры. Джон продемонстрировал широкой публике – телевизионную систему с использованием электронной цветной телетрубки. Впоследствии его электромеханическая система была заменена чисто электронными системами Фило Фарнсуорта, но изобретения Джона вошли и заслужили определенное место в истории развития мирового телевидения.

В начале своей карьеры Джон пытался работать и в такой области создания алмазов из графита – и в процессе сумел обесточить весь Глазго.

Бэрд в 1924 году перебрался на южное побережье Англии, в Гастингс там он снял себе мастерскую и начал проводить свои первые эксперименты над сканирующими “дисками Нипкова” изобретателя Пола Нипкова, созданными им еще в 1884 году. В изобретении Джона - диск, один из основных элементов телевизионной системы.

Через два года в феврале 1924 года он продемонстрировал представителям «Radio Times» полумеханический аналог телевизионной системы - передачу смутных движущихся силуэтов. Из-за несчастного случая в июле того же года Бэрд покинул мастерскую и перебрался в Сохо, где изобретатель впервые в магазине “Selfridges” в течение трех недель с 25-го марта 1925года демонстрировал свое изобретение широкой публике.

Спустя какое-то время, Джон решил связаться с прессой, однако редактору «Daily Express» идея передачи изображения без проводов, показалась абсолютно бредовой и бессмысленной. Тогда Бэрд 26-го января 1926 года представил свое изобретение перед репортерами и членом Королевского Института, на тот момент изобретение передавало 12.5 кадров в секунду. 3-го июля 1928 года была проведена первая цветная передача.

Заметим, что в основу целого ряда дальнейших проектов вошли изобретения Джона, несмотря на то, что от использования полумеханических конструкций в дальнейшем отказались, но сам Бэрд продолжал работать над электронными телевизорами.

Джон Логи Бэрд родился 13 августа 1888 года в Хеленсбурге, Данбартоншир, Шотландия, в этом же городе - Хеленсбурге в Академии Ларчфилда получил образование, затем учился в Западной Шотландии в Техническом Колледже Глазго и Университете Глазго, однако Первая мировая война помешала завершить обучение – получить докторскую степень.
Джон Бэрд ушел из жизни 14-го июня 1946 года в Бексхилл, Восточный Суссекс, Англия, из-за болезни сердца. Похоронен на кладбище Хеленсбурга.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
Модератор рубрики - Абол Римма

Сегодня телевизор можно встретить везде: от русских степей до пустынных районов Австралии, от амазонских джунглей до коралловых атоллов. Не выходя из дома, вы можете увидеть футбольный матч в Бразилии, дебаты в ООН и дикую природу в африканском национальном парке.

Джон Лоуги Бэрд (1888- 1946) родился в Шотландии. В 1925 году его мальчишка-рассыльный стал первым человеком, появившимся на телеэкране.

Покажи вам сейчас первую телевизионную камеру и приемник, вы бы, наверное, очень смеялись. Джон Лоуги Бэрд соорудил их из старого хлама: жестяной коробки из-под печенья, старого велосипедного фонаря и подобных предметов. Все части были установлены на деревянном бревне и скреплялись с помощью пружины. Трудно поверить, что такая диковинная установка могла работать.

Первое телевизионное изображение

Но она работала. Первое изображение, полученное в 1924 году, было не очень отчетливым. Через несколько месяцев Бэрд усовершенствовал свою установку, и теперь стало возможно разглядеть изображение куклы, а потом и человека. Вскоре Бэрд продемонстрировал свой «телевизор» известным ученым, а затем покупателям одного из крупных лондонских универмагов.

Конкурирующие системы

Шотландец Джон Лоуги Бэрд был инженером и предпринимателем, однако слабое здоровье заставило его отойти от дел, когда ему было всего 35 лет. Вскоре после этого он начал свои эксперименты с телевидением. Его «телевизор» работал совсем не так, как современные. В современных телевизорах используется электронная система, изобретенная американцем русского происхождения Владимиром Зворыкиным (1889- 1982). Принцип действия электронной системы основан на том, что некоторые вещества, называемые люминофорами, могут светиться под воздействием электронного излучения. На внутреннюю поверхность стеклянной колбы наносят слой люминофора, а с другой стороны устанавливают источник электронов - катод. Сначала из колбы отсасывают воздух, потом к катоду подводится напряжение, и он начинает испускать электроны. Электроны разгоняются в безвоздушном пространстве, с силой ударяются в слой люминофора, и он начинает светиться. Это свечение мы видим на экране телевизора.


Телевизоры Бэрда считались предметами роскоши. Они выглядели, как дорогая мебель.

Факты и события

  • Экраны первых телевизоров были крошечные — не больше почтовой открытки. Разглядеть, что на них происходит, можно было, только сидя
  • очень близко к телевизору. Тогда еще не научились делать электронно-лучевые трубки с большим экраном. По краям изображение сильно искажалось.
  • Первую электронную телекамеру и приемник сделал в 20-х годах русский изобретатель Владимир Зворыкин, работавший в США. Его система заменила систему Бэрда.
  • Сегодня телепрограммы передаются по всему миру со спутников. Но в 1927 году Бэрд передавал изображение из Англии в США с помощью наземных радиостанций.
  • До 60-х годов телевидение было черно-белым. Однако еще в 1928 году Бэрд демонстрировал систему цветного телевидения, в которой изображение получалось в результате наложения трех цветов: синего, красного и зеленого.

Бэрд создавал изображение с помощью вращающегося металлического диска. В результате у него получалась нечеткая, расплывчатая картинка.


Первая экспериментальная установка Бэрда могла воспроизводить на крошечном экране только расплывчатое черно-белое изображение. Такой телевизор невозможно было смотреть подолгу.

Работы по созданию электронного телевидения в то время уже велись, но ни одна из них еще не дала результата. Модель Зворыкина, которую он делал для американской радиокомпании Ар-си-эй, появилась только в 1932 году. Бэрд первым получил более-менее четкое изображение. В 1929 году ему удалось убедить британскую радиовещательную корпорацию Би-би-си начать передачи в его системе.

Более 10 тысяч человек приобрели его «телевизор» и смотрели программы. Но впереди ждало разочарование. Развитие систем электронного телевидения шло очень быстро. Изображение там было гораздо лучше, и скоро Би-би-си начала вести передачи в обеих системах, а в 1937 году окончательно отказалась от системы Бэрда.

Уязвленная гордость

Для Бэрда это был тяжелый удар. И не потому, что он рассчитывал нажить себе состояние на телевизорах. Решение Би-би-си говорило о том, что у механической системы, которой он отдал столько сил, нет будущего. Позднее он стал работать с электронно-лучевыми трубками и добился отличных результатов.

Но все же эра телевидения началась с механической системы Бэрда. Появление первой сети телевизионного вещания подхлестнуло дальнейшее развитие отрасли. Бэрд действительно был «отцом телевидения».