Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда-то эти могучие корабли бороздили моря, а теперь стоят себе тихонько и видят сны - о бескрайних просторах, страшных бурях, шумных гаванях и прекрасных островах. Их загадки волнуют и от их скрытой мощи захватывает дух - а что, если они проснутся и отправятся навстречу соленому морскому бризу?

Сказочный плавающий лес, Австралия

У корабля SS Ayrfield бурное прошлое: во время Второй мировой войны он перевозил американских солдат к месту боев. В 70-х годах его отправили на кладбище кораблей недалеко от Олимпийской деревни в Сиднее, и к Олимпийским играм 2000 года ветеран войны превратился в милый лесной островок и развлечение для туристов.

Шведский флагман XVI века

В Балтийском море в 10 морских милях от острова Эланд лежит самый большой в мире корабль XVI века - 107-пушечный «Марс». Корабль затонул 31 марта 1564 года, атакованный 3 кораблями противника. Его искали с 60-х годов прошлого века.

Рыбацкий корабль на пустынном острове Чатем, Новая Зеландия

На крошечных островах архипелага Чатем живут всего 600 человек. Жизнь тут не сильно изменилась со времен их открытия в XVIII веке - это жизнь наедине с небом, морем и ветром. Живут тут исключительно ловлей рыбы, а этот корабль-призрак, верой и правдой служивший морякам, до сих пор словно несется по волнам.

Затонувшая яхта, Антарктида

Этот жутковатый корабль-призрак - бразильская яхта, потерпевшая кораблекрушение в бухте Ардли. Бразильцы занимались съемкой документального фильма, но сильный ветер и бушующее море заставили их покинуть судно. С тех пор яхта покоится под толщей воды.

Таинственный корабль-призрак, США

Яхта под названием Circle Line V, предназначенная для патрулирования прибрежных вод Атлантического океана, была построена в 1902 году в Уилмингтоне. В том же году она была спущена на воду и в течение последующих 80 лет несколько раз меняла хозяев. В 1984 году это судно было обнаружено бесхозным здесь, в реке Огайо, в окрестностях города Лоуренсбург. Никто не понимает, как оно могло здесь оказаться.

Затонувшая баржа, Британская Колумбия

Эта деревянная баржа села на мель и затонула аж в 1929 году, и с тех пор дремлет на дне моря.

Корабль-госпиталь, Австралия

Вот так он выглядел во времена своей боевой юности.

Во время Первой мировой войны океанический лайнер SS Maheno служил военным госпиталем. Во время буксировки в Японию в 1935 году он неожиданно пропал, и обнаружили его только через три дня. Как выяснилось, сильнейший шторм выбросил судно на берег пустынного острова около Австралии. Экипажу пришлось три дня жить в палатках, ожидая спасения. Людей эвакуировали, а корабль так и осталcя доживать свои дни в одиночестве.

Старый корабль на острове Англси в Уэльсе

Призрачный флот, США

На знаменитое кладбище кораблей в бухте Мэллоу-Бэй отправляют умирать десятки судов. Они похожи на призрачную флотилию, которая все плывет куда-то в вечности, медленно исчезая под водой.

«Летучий голландец» из Гитио, Греция

Корабль этот, видимо, мечтал о море еще долго после того, как его покинул последний матрос. Он скучал в порту Гитио, в Греции, и вдруг счастье - штормом его вынесло в открытое море! Судно удалось остановить, но временный якорь не выдержал, и оно вновь начало носиться по волнам, пока не село на мель. Порезвившись напоследок, «летучий голландец» теперь мирно покоится на мелководье.

Остров затонувших кораблей, Бермуды

Бермудский треугольник и без того пользуется не самой хорошей славой. Местное кладбище кораблей только усиливает таинственное и печальное впечатление.

Заброшенный парусник на озере Онтарио, Канада

Последние дни любимца публики

«Звезда Америки» - знаменитый океанский лайнер с блестящим прошлым. Во Вторую мировую он хорошо потрудился, перевозя грузы и военных, а после войны стал популярным круизным лайнером, настоящим любимцем публики. В 80-х звезда его закатилась, и из дряхлого красавца сначала решили сделать плавучую тюрьму, а затем отель, но при буксировке во время сильного шторма он сел на мель и остался доживать последние дни у берегов Канарских островов.

Буксир «Саба», Кюрасао

Севший на коралловые рифы буксир «Саба» - одна из достопримечательностей Кюрасао. Под водой у корабля началась вторая жизнь - он приютил множество рыбок, живописно зарос водорослями и кораллами, и каждый день его навещают дайверы.

Длина готовой модели: 95 см
Количество листов: 28
Формат листов: A3

Описание, история

Линкор был построен военно-морской верфью Мэйр Айленд в Валледжо, штат Калифорния. Его киль заложили 25 октября 1916 года, спуск на воду состо­ялся 20 ноября 1919-го. "Крестной матерью" была миссис Барбара Стефенс Зэйн, дочь губернатора штата Калифорния Уильяма Д. Стефенса. Укомплек­товали линкор 10 августа 1921 года в качестве флаг­мана Тихоокеанского флота. Первый командир - кэп­тен (капитан 1 ранга) Генри Дж. Цигемайер.


В течение двадцати лет, с 1920-го по 1941-и, «Калифорния» служил флагманом Тихоокеанского флота США, затем флагманом линейного флота. Еже­годно он принимал участие в совместных с армией маневрах, учениях, тактических упражнениях, сборах флота для различных целей. В 1921-1922 годах он добился права носить вымпел лучшего боевого ко­рабля (Battle Efficiency Pennant), а в 1925-1926 годах был признан лучшим артиллерийским кораблем фло­та. Летом 1925-го «Калифорния» повел линейный флот и дивизию крейсеров разведывательного флота с визитом доброй воли в Австралию и Новую Зелан­дию. Принимал участие в президентских смотрах флота 1927, 1930 и 1934 годов. В конце 1929-начале 1930 года прошел модернизацию и получил более современную зенитную батарею. В 1940 году база флота на Тихом океане была перенесена в Перл-Харбор. Из нормального состава линейных сил Тихо­океанского флота (12 кораблей) к началу военных действий с Японией три линкора типа «Нью-Мексико» были заняты нейтральным патрулированием в Атлантике, «Колорадо» находился на ремонте в Бремерто­не, а остальные 8 базировались на Перл-Харбор.

Во время японского нападения утром 7 декабря 1941 года диспозиция линкоров, семь из которых об­разовали знаменитый "линкорный ряд" вдоль юго-восточного берега острова Форд, была следующей: крайним с юга у причальных тумб F-3 в одиночестве стоял флагман командующего 1-й дивизией линкоров и всем линейным флотом на Тихом океане вице-адмирала У. Пая линкор «Калифорния»; за ним у Бензинового причала стоял танкер «Неошо»; у тумб F-5 находились «Мэриленд» и «Оклахома»; у F-6 -«Теннеси» и «Вест Виржиния»; у F-7 - «Аризона» и плавмастерская «Вестал»; у F-8 - «Невада». Линкор «Пенсильвания» вместе с двумя эсминцами стоял в сухом доке №1. Старый линкор-мишень «Юта» зани­мал штатное место авианосцев по другую сторону острова.


В первой волне из 189 японских самолетов только 90 бомбардировщиков-торпедоносцев "Кейт" (B5N2) имели своей целью корабли. Сорок из них несли торпеды, а остальные - бомбы (переделанные из 356-мм бронебойных снарядов и обычные 250-кг общего назначения). Все они обрушились на "линкорный ряд". Из состава второй волны (171 само­лет) 81 пикирующий бомбардировщик "Вэл" (D3A1), вооруженный 250-кг бомбами, должен был атаковать авианосцы и крейсера, но большинство из них, не найдя своих целей, также атаковали линкоры.

В отличие от большинства других кораблей, ош­вартованных попарно, «Калифорния» был открыт ата­кам со всех сторон. За кормой метрах в двухстах сто­ял не очень приятный во время атаки сосед - танкер «Неошо», а впереди, за небольшим мысом острова Форд - гидроавиатендер «Эйвосет». Хотя «Калифорния» одним из последних получил попада­ния, его боевая готовность оказалась хуже других: состояние водонепроницаемости плохое, большинст­во офицеров, включая командира кэптена Дж. Банкли и адмирала Пая, были на берегу (справедливости ради, надо отметить, что, когда первые японские бом­бы пошли вниз, Банкли как раз был в море - купался на пляже отеля "Халекулани"), а оставшиеся не смог­ли действовать быстро и эффективно. Вообще, как писал историк американского флота во вторую миро­вую войну С. Э. Морисон: "Хорошо известен, хотя пуб­лично никогда не и подтвержден, тот факт, что флаг­манские линкоры, внешне выглядевшие аккуратнее и щеголеватее, уступали другим кораблям в боевой готовности и по материальному состоянию". Во-первых, во время инспекторских проверок на некото­рые недостатки матчасти, чтобы не ставить адмирала в неловкое положение, закрывали глаза; во-вторых, присутствие адмирала и его штаба заставляло экипаж много времени уделять "протокольным" мероприяти­ям, а не повышению боевой подготовки. И в то утро и боевая тревога, и приказ привести корабль в состоя­ние полной водонепроницаемости (так называемая "Готовность Z") были объявлены с большой задерж­кой. Многие моряки не только плохо разбирались в типах самолетов и опознавательных знаках вероятно­го противника, но даже понятия не имели о том, какие корабли есть у стран на Тихом океане. Один из старо­служащих на «Калифорнии», указывая на прибли­жающиеся с явно недобрыми намерениями десятки самолетов, объяснил начавшим было волноваться молодым матросам: "К нам в гости, кажется, пожало­вал русский авианосец. Это самолеты с него. Видите, на них ясно различимы красные круги" (У. Лорд "День Позора").

В ходе атаки корабль получил не такие уж смер­тельные для линкора повреждения. В 08.05, еще до выполнения мероприятий по "Готовности Z", и одно­временно с открытием огня зенитными пулеметами, в левый борт линкора попали две торпеды: одна перед носовой надстройкой, другая - под башню ГК №3. Заряд самых новых японских авиационных торпед (200 кг тринитротолуола) был чуть больше того, на который рассчитывалась ПТЗ линкоров этого типа (181 кг ТНТ), хотя часть самолетов несла и более ста­рые торпеды с 150-кг зарядом. Точно не известно, какие именно попали в «Калифорнию», но ПТЗ вы­держала их взрывы: целой осталось не только внут­ренняя (трюмная) переборка, но и две перед ней. До принятия мер по контрзатоплению эти попадания при­вели к крену всего в 5-6°. Хотя ни одно из этих повре­ждений не было опасным, положение «Калифорнии» осложнилось тем, что на нем готовились к инспекци­онной проверке, намеченной на понедельник. Поэтому некоторые водонепроницаемые люки (например, 6 горловин, ведущих ко второму дну) были открыты, а многие лишь прикрыты, но не задраены, как то поло­жено по боевой тревоге. Внезапность японского напа­дения в данном случае сыграла свою роль. Фактиче­ски, после попадания торпед корабль оказался "без дна". От опрокидывания его спасло только быстрое контрзатопление, о котором побеспокоился младший лейтенант резерва Эдгар Фэйн. Однако пробитие но­совых топливных цистерн привело к тому, что соленая вода смешалась с нефтью, и в 0810 это привело к потере электроэнергии. Кроме того, что не могли рабо­тать водоотливные средства, теперь нельзя было по­давать боезапас к зениткам из погребов. Такая же ситуация возникла на большинстве линкоров и из-за слабого зенитного огня японские самолеты летали над базой как хотели. Правда, один из "кейтов", сбро­сивших торпеды по «Калифорнии», был сбит после выхода из атаки зенитками гидроавиатендера «Эйвосет».

В 0825 одна из бомб, попавшая под носовой над­стройкой с правого борта, пробила несколько палуб, срикошетировала от 2-й палубы (главной броневой) и взорвалась, выведя из строя погреб зенитного боеза­паса и убив около 50 человек. В главной палубе обра­зовалась огромная дыра, начался сильный пожар. Наконец, еще одна бомба взорвалась в воде рядом с носовой частью левого борта, открыв в обшивке большую пробоину. Из-за принятой через нее воды линкор быстро осел носом более чем на метр.

Несмотря на все усилия экипажа, корабль продол­жал принимать воду - вскоре она с левого борта под­нялась выше 3-й палубы (противоосколочной) и стала медленно заполнять отсеки выше ватерлинии. Из-за потери электроэнергии средств для откачки посту­пающей в корпус воды практически не осталось. Мо­ряки пытались вручную делать работу машин и меха­низмов, включая подачу снарядов к зениткам. Удуш­ливые пары нефти и мазута, распространившиеся по всему кораблю, заставили многих вспомнить о хими­ческом оружии, которое якобы применили японцы. Это только добавило паники, хотя среди экипажа от­мечались и случаи героизма - люди оставались на боевых постах, до самой гибели продолжая выпол­нять свои обязанности. В 0855 удалось восстановить подачу электроэнергии и поднять давление в пожар­ных магистралях. Пожары удалось взять под кон­троль, а в 0910 «Калифорния» уже мог дать ход, имея пары в четырех котлах. К этому времени на борт при­были кэптен Банкли и адмирал Пай, добравшийся до базы на грузовике. Но прежде, чем он отдал приказ начать движение, пламя от горящей в воде нефти охватило корму. Командир в 1002 приказал экипажу оставить корабль, но спустя 13 минут, когда ветер переменился и отогнал горящую нефть, поступил при­каз всем вернуться на борт. Но людей удалось вер­нуть на корабль только спустя час. Для воодушевле­ния экипажа главстаршина Коннер догадался закре­пить на корме боевой флаг, который так и не смогли поднять во время прерванной утренней церемонии. На фалах линкора трепыхали сигнальные флаги: "Линейному флоту выйти в море". Сигнал в тех усло­виях был, мягко говоря, бессмысленным, поскольку пять линкоров лежали на дне или были близки к это­му, а «Теннеси» и «Мэриленд» - заблокированы зато­нувшими кораблями. А, в принципе, чего можно было ждать от растерянного адмирала, который, указывая на пролетавший над головой тяжелый американский бомбардировщик В-17, крикнул: «Смотрите! Они даже написали на своих самолетах "Армия США"!» ("они" -это, естественно, коварные японцы).

Хотя приблизившиеся тральщики «Вирео» и «Боболинк» пытались откачивать воду своими насо­сами и передали на линкор переносные водоотлив­ные средства (насосы с бензиновыми двигателями), «Калифорния» продолжал заполняться водой. Переборки не держали, разрушенные вентиляционные ка­налы открывали новые пути для воды. Как сказал один из моряков, "мы просто перекачивали весь Перл-Харбор через корабль". Положение можно было спа­сти с помощью водолазов, но в условиях горящей на поверхности нефти и взбаламученного ила такая по­пытка для них была равносильна самоубийству. Толь­ко ночью 10 декабря линкор перестал погружаться, опустившись в ил на дне гавани с креном 6,5° на ле­вый борт, так что над водой виднелись только над­стройки. Всего на нем из экипажа 1666 человек (из них 120 офицеров) погибло и пропало без вести 98 человек (из них 6 офицеров), а 61 (3 офицера) был ранен. Неизвестно, удалось ли зенитчикам линкора сбить хотя бы один японский самолет, но вечером, когда всюду мерещились японские самолеты, они "отличились", убив пулеметной очередью нескольких спасенных с «Юты».

Линкор подняли со дна 24 марта 1942 года и по­ставили в сухой док Перл-Харбора для предваритель­ного ремонта. 7 июня он своим ходом отправился на верфь Пьюджет Саунд для окончательного устране­ния повреждений и модернизации. Требовалось улучшить защиту, остойчивость, установить новые зенитные батареи и системы управления огнем. Толь­ко 31 января 1944 года «Калифорния» вышел из Бре­мертона в пробный поход к Сан-Педро, а 5 мая он покинул Сан-Франциско для участия в операции по захвату Марианских островов. Командовал линкором кэптен X. П. Бёрнет.

Перед рассветом 14 июня группа огневой под­держки контр-адмирала Олдендорфа, куда входил и «Калифорния», маневрировала в 12 милях к северу от самого северного на Сайпане мыса Марли в полной темноте. Внезапно батарея на мысе открыла огонь, положив в опасной близости от кораблей 3 двухснарядных залпа. К ней присоединилась хорошо замас­кированная батарея на островке Маниагасса в бухте Танапаг. Несмотря на небольшую дистанцию (корабли были в 2 милях от берега), японские снаряды падали с большими недолетами. «Калифорния» и «Мэриленд» быстро заставили последнюю батарею замолчать. Более удачливыми оказались артиллери­сты с соседнего острова Тиниан, которые накрыли крейсер «Кливленд», добились попадания в «Калифорнию» (1 убит, 9 ранено) и в эсминец «Брейн» (3 убито, 15 ранено). Позднее выяснилось, что огонь вела 120-мм полевая батарея, замаскиро­ванная в пещерах. Несмотря на попадание, «Калифорния» остался в строю и обстреливал япон­ские позиции по заявкам войск. Большую опасность для американцев представляли полевые орудия, ко­торые японцы с началом обстрела берега линкорами и крейсерами прятали в пещерах, а затем, когда в атаку шли десантные суда, выкатывали на огневые позиции. Одну из таких позиций на мысе Афетна сначала обстреливали крейсера «Бирмингем» и «Индианаполис», затем линкоры «Теннеси» и «Калифорния», снова «Калифорния» и 2 крейсера, но окончательно уничтожить японские орудия так и не удалось. Потери в первой волне десанта (20000 человек) оказались большими. Вечером 15 июня «Калифорния», с помощью высаженного на берег корректировочного поста 31 127-мм снарядом рассеял атакующую группу японцев, которая спускалась с холма на еще не закрепившихся на пляжах десантни­ков. После Сайпана с 19 июля по 9 августа тяжелые орудия «Калифорнии» прокладывали путь десанту при высадках на Гуам и Тиниан. Из-за огромных булей маневренность линкора стала совершенно отврати­тельной и в довольно безобидной ситуации 24 августа он столкнулся с однотипным «Теннеси». Для ремонта носовой части левого борта пришлось идти на остров Эспириту Санто.

17 сентября «Калифорния» ушел на атолл Манус, чтобы подготовиться к вторжению на Филиппины. Ранним утром 18 октября в кильватерной колонне корабли с поставленными из-за минной опасности параванами подошли к заливу Лейте. Хотя тральщики приступили к работе на сутки раньше, сразу же при входе в залив были замечены две мины: одну, кото­рую подсек и заставил всплыть параван «Калифорнии», тут же расстреляли из автоматов, дру­гую же просто пометили буйком с флагом.

Линкор сыграл одну из ключевых ролей в операции в заливе Лейте, которая длилась с 17 октября по 20 ноября. Кроме обычных бомбардировок берега и под­держки войск ему довелось принять участие в уничтожении части японского флота в проливе Суригао 25 октября. Тогда «Калифорния» выпустил 63 356-мм бронебойных снаряда, давая в основном 6-орудийные залпы, чтобы экономить снаряды, и чуть было снова не протаранил «Теннеси». После ухода части кораблей для пополнения запасов в заливе под командованием начальника 3-й линейной дивизии контр-адмирала Уэйлера остались «Миссисипи», «Калифорния», «Пенсильвания» (группа CTG 77.1), поскольку эти линкоры сохранили большую часть бое­запаса ГК. Но больше вступить в бой с надводными кораблями им не пришлось, а главной заботой стало отражение воздушных атак, в том числе и самоубийц-"камикадзе". 16 ноября в командование кораблями охраны залива Лейте вместо Уэйлера вступил контр-адмирал Т. Д. Раддок.

С захватом островов Лейте и Самар перед амери­канцами встал привычный вопрос: где высаживаться в следующий раз? Существовало несколько вариантов развития событий, и наиболее логичным выглядел десант на соседние острова Филиппинского архипела­га и оставление напоследок самого крупного - Лусона, где были сосредоточены основные силы противника (одних авиабаз там было три, не считая свыше двух десятков полевых аэродромов). К тому же северная часть Лусона находилась в зоне досягаемости япон­ской авиации, действующей с Китая и острова Формо­за. Однако генерал Макартур решил сделать неожи­данный ход. В начале войны японцы начали захват Филиппин с ближайшего к себе северного побережья Лусона и главный десант высадили в заливе Лингайен на северо-западном берегу острова. И от американ­цев, вторгнувшихся на Филиппины с юга, они скорее всего ожидали постепенного движения на север. А Макартур предложил следующий удар нанести в за­ливе Лингайен - прямо в "сердце" удерживаемой про­тивником территории.

После тренировок у островов Палау в первый день нового года в заливе Лейте собралось 164 корабля и вспомогательных судна, которые должны были начать операцию "Майк Г - высадку в заливе Лингайен. Опе­ративная группа Бомбардировки и Огневой Поддерж­ки TG 77.2 вице-адмирала Олдендорфа, насчитывавшая 6 линкоров, 6 крейсеров и 19 эсмин­цев была разбита на отряды: в 1-й входили «Миссисипи», «Вест Виржиния» и «Нью-Мексико», а во 2-й «Калифорния» (флаг Олдендорфа, командир -кэптен С. Б. Брюер), «Пенсильвания» и «Колорадо».

Кроме них в море вышли 12 эскортных авианосцев, 14 эсминцев, 6 эскортных эсминцев, 48 моторных траль­щиков, 10 эсминцев-транспортов с командами под­водных диверсантов, 2 буксира, гидроавиатендер и 11 десантных канлодок типа LCI. Эти силы должны были расчистить путь основному десанту адмирала Кинкейда. Кораблям предстояло пройти нелегкий путь, бук­вально "сквозь строй" японской береговой авиации. Несмотря на огромные потери в боях за Лейте, Япо­ния все еще располагала огромным количеством са­молетов. Ее нетронутые бомбежками заводы произ­водили свыше 7.000 машин ежемесячно. Однако, главная проблема заключалась в летчиках, готовить которых требовалось гораздо дольше, чем позволял непрерывно наступавший противник. Теперь японским морским летчикам недоставало мастерства и опыта, присущего их предшественникам. Они не могли про­рваться сквозь заслоны расплодившихся американ­ских истребителей и прицельно сбросить на корабли (пусть даже на тихоходные транспорты или десантные суда) бомбы и торпеды. И японское командование нашло выход в традиционном самурайском стиле, организовав Корпус самоубийц-"камикадзе". Теперь молодым пилотам не надо было забивать себе голову премудростями вроде точки сброса бомбы с крутого пикирования, выхода из него или решения торпедного треугольника на скорости 400 км/час. Достаточно бы­ло только прицелиться всем самолетом в намеченную жертву и не сворачивать с курса, даже если твой са­молет под огнем сотен зенитных стволов развалива­ется на куски.

Именно в ходе операции по захвату Лусона амери­канцы впервые познакомились с новой тактикой про­тивника, которая на несколько месяцев стала для них главной головной болью. Утром 3 января японский "Бэл" спикировал на танкер «Коуанеск». И хотя мате­риальный урон от врезавшегося в палубу самолета оказался незначительным, американцы поняли, что их ждет "горячий" прием.

Главные силы Олдендорфа, пройдя проливом Суригао, в море Сулу разбились на две группы, сформи­рованные вокруг эскортных авианосцев, ставших те­перь главными гарантами безопасности. Около 40 истребителей патруля, усиленные самолетами бере­гового базирования, постоянно находились в воздухе. Именно благодаря мощному истребительному при­крытию атаки 120 японских самолетов с авиабаз Кларк и Николе, среди которых было несколько десят­ков "камикадзе", закончились безрезультатно. В усло­виях массированных налетов японской авиации не менее важную роль сыграли и мощные зенитные средства линкоров.

Но не всегда удавалось обойтись без потерь. Уже на закате 4 января двухмоторный бомбардировщик буквально с неба свалился на палубу эскортного авианосца «Оммани Бей», который пришлось добить торпедой с эсминца. Ни десятки наблюдателей, ни современные радары не смогли вовремя обнаружить этот самолет. А единственным кораблем, успевшим по нему выстрелить, оказался линкор «Нью-Мексико». Другой "камикадзе", налетевший так же неожиданно, немного промахнулся, упав в море в 45 метрах от эс­кортного авианосца «Лунга Пойнт».

Атаки на корабли Олдендорфа продолжались и 5 января, благо теперь американцы приблизились к основным японским аэродромам. Повреждения от "камикадзе" получили тяжелые крейсера «Луисвиль» и «Австралия», эскортный авианосец «Манила Бей» и эсминец. В ответ самолеты с эскортных авианосцев потопили небольшой японский эсминец «Моми», пы­тавшийся в виду приближавшейся американской ар­мады удрать вместе с однотипным «Хиноки» из Мани­лы на Формозу. «Хиноки» сделал вторую попытку 7 января, но нарвался на основной десант и был потоп-лен артиллерией эсминцев.

Рассвет 6 января застал оперативные группы Ол­дендорфа и коммандера (капитана 2 ранга) Лауда (трально-гидрографическая группа) на траверзе мыса Болинао, находившегося на северной оконечности полуострова, отгораживающего залив Лингайен. Да­лее корабли разбились на мелкие группы, чтобы начать действия по плану. Линкоры приступили к об­стрелу японских позиций на островке Сантьяго и мысе Сан-Фернандо, расположенных на флангах входа в залив. Еще никто не знал, что этот день получит на­звание "Одного Дня Ада". Первым тяжелое поврежде­ние получил линкор «Нью-Мексико», которому "камикадзе" угодил в носовую надстройку. Затем "камикадзе" стали врезаться один за другим: в эсмин­цы «Уолк», «Аллен М. Самнер», тральщик «Лонг» (затонул). В 1519 Олдендорфу пришлось приказать своим линкорам войти в залив для прикрытия работы тральщиков, которые несли под атаками авиации большие потери. По способности также предлагалось обстрелять береговые цели главным калибром. По­ставив параваны, линкоры на 20 миль втянулись в залив. Они успели дать несколько залпов по прохо­дившей вдоль берега железной дороге, как сами в 1720 подверглись атаке пяти "камикадзе". Один из них, прорвавшись через плотный зенитный огонь, врезался в район грот-мачты «Калифорнии», а кусок его фюзе­ляжа упал на палубу между мачтой и директором №4. Одновременно линкор был осыпан осколками снаря­да, выпущенного ближайшим эсминцем, чтобы сбить приближавшийся к нему самолет. Вообще попадания зенитных снарядов или их осколков в свои же корабли в условиях массированных атак и мощного огня по самолетам из всех калибров стало обычным явлени­ем. Часто доставалось и истребителям воздушного патруля. Особенно чреват был пролет над своими кораблями с выпущенными шасси - на таком самоле­те сосредотачивался весь огонь. Дело в том, что японцы чаще других в качестве "камикадзе" использо­вали устаревшие пикировщики "Бэл" с неубирающим­ся шасси. Вот и в тот день один из истребителей пат­руля, у которого осколком повредило гидросистему, из-за чего стойки шасси вывалились в посадочное положение, попал под огонь со своих же кораблей.

Из числа экипажа «Калифорнии» 45 человек по­гибло и 151 был ранен, но повреждения оказались поверхностными. После временного ремонта судовы­ми средствами линкор продолжил бомбардировку японских позиций. В ходе того же налета попадания двух "камикадзе" получил легкий крейсер «Колумбия», тяжелые крейсера «Австралия» и «Луисвиль» (для каждого это было уже второе), а всего 6 января "камикадзе" повредили 2 линкора, 5 крейсеров, 5 эс­минцев, 3 вспомогательных корабля и потопили эсми­нец-тральщик. 7 января пошли на дно эсминцы-тральщики «Хови» и «Палмер». 8 января наблюдате­ли «Калифорнии» в 0720 обнаружили приближение пяти "камикадзе". Японцы всегда старались напасть сразу после восхода или перед самым закатом и на малой высоте, чтобы лучи зависшего над горизонтом солнца слепили наводчиков. Один самолет упал в воду недалеко от линкора, но крейсеру «Австралия» снова не повезло - два "камикадзе" врезались в него (всего этот крейсер с 5 по 9 января "принял" на себя 5 японских самолетов-самоубийц). Затем бортовому самолету «Калифорнии» пришлось выполнить не со­всем обычную задачу. В 8 часов, спустя несколько минут после начала очередного обстрела, один из самолетов-корректировщиков линкора «Колорадо» доложил о толпе людей с американскими и филип­пинскими флагами на южном берегу залива. Олдендорф приказал прекратить огонь и послал один из бортовых самолетов своего флагмана с листовками на борту, в которых напечатали совет всем симпати­зирующим союзникам людям очистить этот район бе­рега. Дав им достаточно времени, чтобы скрыться, американский адмирал приказал возобновить об­стрел.

Адмирал Олдендорф уже прекрасно усвоил такти­ку японцев отходить вглубь острова, как только появ­лялись линкоры, что превращало обстрел в беспо­лезную трату снарядов. Но линкоры и крейсеры про­должали ходить вдоль берега, чтобы привлечь на се­бя как можно больше "камикадзе". Расчет был про­стой - чем больше "камикадзе" собьют мощные зе­нитные батареи боевых кораблей, тем меньше их ос­танется на долю транспортов с десантом. 10 января, на следующий день после высадки, флагман Олденфорфа «Калифорния» закончил "работу" и ушел из залива с обратным конвоем в залив Лейте. Уход на ремонт двух линкоров из шести стал предметом дол­гой дискуссии между Нимитцем, Кинкейдом и генера­лом Макартуром. Разведка доносила о двух японских линкорах на Линга Роузд у Сингапура («Исё» и «Хьюга») и еще 4 во Внутреннем море (на деле там были «Ямато», «Нагато» и «Харуна»), а также об уси­лении базовой авиации противника. В такой ситуации Макартур указывал на опасность позиции 7-го Флота между двумя японскими соединениями и на возмож­ный срыв сроков всего наступления. Но Нимитц заве­рил, что из Атлантики идет 5-я линейная дивизия контр-адмирала Фишлера (самые старые «Техас», «Нью-Йорк», «Арканзас»), а верфи заканчивают рабо­ты на «Неваде», «Теннеси» и «Айдахо». Так что 22 января «Калифорния» с Олдендорфом на борту и «Нью-Мексико» окончательно ушли из залива Лейте. «Калифорния» направился на верфь Пьюджет Саунд для завершения ремонта, куда прибыл 15 февраля.

Вернувшись в строй, 15 июня линкор подключился к операции против Окинавы, оставаясь в том районе до 21 июля. Поскольку бои шли уже в глубине остро­ва, особыми событиями «Калифорния» похвастать не мог. Двумя днями позже он присоединился к 59-у Оперативному Соединению, которое прикрывало тра­ление в Восточно-Китайском море. В августе корабль совершил короткий поход в бухту Сан-Педро на Фи­липпинах, а 20 сентября отправился с Окинавы для прикрытия высадки 6-й Армии в бухте Ваканоура, ост­ров Хонсю. Там, поддерживая оккупационные силы, «Калифорния» оставался до 15 октября, когда ушел через Сингапур, Коломбо и Кейптаун в Филадельфию, куда прибыл 7 декабря. Там 7 августа следующего года старый линкор поставили в резерв, 14 февраля 1947-го разукомплектовали, а 10 июля 1959 года про­дали на слом.

За участие в войне на Тихом океане «Калифорния» (ВВ-44) получил 7 боевых звезд:

2. Операция на Марианских островах: захват островов Сай­пан (14-20 июня) и Гуам (2-9 августа 1944 года)

4. Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (17 октября-21 ноября 1944 года)

6. Операции на Окинаве: высадка и захват острова Окинава (17-30 июня 1945 года)

Корабль был отмечен наградами президента Филиппин­ской Республики (за Лейте и Лусон), а также медалью флота за оккупационную службу (Азия, 2 сентября-15 октября 1945 года)

Всем большой привет! Снова на страницах этого блога с вами Владимир Раичев. Друзья, как вы знаете, меня интересует тайна гибели Титаника. Я писал об этой мистической истории и . Но до сих пор во всей этой истории очень много странного.

Об этом корабле писалось уж столько, что, кажется, нет наверно журнала или газеты, которое возвращается к этой теме вновь и вновь... Легендарный «Титаник» до сих пор не обделён вниманием – о нём говорят, спорят, размышляют и выдвигают новые версии его гибели.

Одно известно точно – виновник гибели именно айсберг. Примерный ход событий тоже более-менее обывателям разъяснён, но есть ещё немало вопросов. К примеру, есть масса вопросов к тем, кто оказался не так далеко от места затопления.

Судебный процесс над капитаном корабля «Калифорния»

Если бы судна, которые были не так далеко прибыли бы к «Титанику» как можно быстрее, то наверняка было бы спасено намного больше пассажиров. Но всё случилось иначе. Один капитан судна «Калифорния» был осуждён за то, что не смог или не захотел оказать помощь тонущим. Правда, спустя практически пятьдесят лет, это обвинение было с него снято. Но только представьте, каково жить с таким обвинением.

Как же его оправдали? Просто смогли доказать, что капитан «Калифорнии» не смог бы даже при самом большом желании рассмотреть, что же происходит с «Титаником», по самой простой причине – они друг от друга были довольно далеки.

Именно доказав наличие этого большого расстояния капитан был оправдан. Но тут же была выдвинута новая странная загадка: всё дело в том, что оба эти корабля видели ещё одно судно!

Какое судно было рядом с «Титаником»?

Да, по документам суден выяснилось, что на «Калифорнии» глядя на это судно, думали, что это «Титаник», а на «Титанике» думали, что видят вдали именно «Калифорнию». Вот она путаница! И потому на «Калифорнии» слишком поздно поняли что «Титаник» тонет.

Кстати, наличие третьего судна между этими кораблями документально подтверждено. Но доказать этот факт никак не могут – вот ведь парадокс! В корабельных журналах обоих кораблей есть записи о том, что имеется наблюдение за неизвестным судном, но какое это судно и что оно там делало на момент катастрофы не понятно до сих пор.

Не понятно и поведение судна. По этим же журналам вычислили маршрут этого таинственного судна и он был весьма странен: то судно на полном ходу практически направлялось к месту бедствия, то вдруг вставало на дрейф и по факту уже и не торопилось спасать людей.

А потом и вовсе уплыло в совершенно другую сторону. Доказав наличие третьего судна, спустя 50 лет, оправдали капитана «Калифорнии», но остался вопрос о том, что же это был за таинственный корабль. Ответ на этот вопрос до сих пор не нашли.

А я сегодня с вами прощаюсь, желаю вам легкого трудового понедельника и хорошего настроения. Не забывайте оформить подписку на новости моего блога — впереди много интересного. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, уверен, что им будет интересна эта статья. До новых встреч, пока-пока.