Абсолютно каждый водитель, приобретая собственный автомобиль, знакомится с процедурой страхования транспортного средства. Обязательное автострахование ОСАГО регулируется на законодательном уровне . Основные требования утверждены в Федеральном законе Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Если водитель становится виновником дорожно-транспортного происшествия, становится понятно для чего нужна страховка автомобиля - с помощью ОСАГО водитель может за счет средств страховой компании.

Что такое полис ОСАГО

Страховка ОСАГО - это полис, являющийся юридическим документом и защищающий имущественные интересы водителя и собственника автомобиля. Расшифровка аббревиатуры «ОСАГО» обозначает «обязательное страхование автогражданской ответственности».

На законодательном уровне еще с 2000 года в Государственную думу были представлены на рассмотрение законопроекты, регулирующие страховую деятельность в отношении автогражданской ответственности. Потребовалось несколько лет, чтобы окончательно сформировать и утвердить федеральный закон. 1 июля 2003 года введен в действие закон об ОСАГО в России (Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ). Именно с 2003 года ОСАГО стало обязательным. На протяжении более 10 лет в закон вносятся изменения, статьи адаптируются к смежным законодательным актам и текущей ситуации на рынке страхования.

ОСАГО дает автовладельцу гарантию выплаты компенсации в случае возникновения ДТП. Компенсируются материальные затраты на ущерб, доставленный:

  • транспортному средству;
  • имуществу;

Таким образом, водителю-виновнику не придется оплачивать из собственного «кармана» расходы на ремонт машины или лечение людей, потерпевших в дорожно-транспортном происшествии.

Если причиной аварии является другой водитель, то вам будет возмещен ущерб из средств страховой организации, даже при .

Что такое Е-ОСАГО

Кроме стандартного полиса автовладелец может воспользоваться услугой «Электронное ОСАГО». Такая возможность появилась в 2015 году и действует по настоящий момент. Простым языком, водитель может через сайт страховой компании. Нет необходимости отстаивать очереди и тратить время на посещение офиса организации. Достаточно заполнить заявку на сайте выбранной компании . Менеджер проверит указанные сведения и, если все в порядке, вышлет реквизиты для оплаты на адрес электронной почты, оставленный в заявке.
Оплатить страховку можно безналичным расчетом. После этого, собственник транспортного средства получит ссылку на скачивание Е-ОСАГО.

Электронный вариант полиса абсолютно идентичен бумажному. Договор страхования также подписывается в онлайн-режиме. Желательно распечатать полис на бумажном носителе . Однако, его наличие «на руках» не является правонарушением, и любой сотрудник ГИБДД при проверке документов может сделать моментальный запрос через базу.

Электронный вариант полиса ОСАГО:


Кто такой страхователь в полисе ОСАГО

Страховой полис имеет две строки для указания сведений о страхователе и собственнике транспортного средства. Наиболее часто владелец автомобиля становится его страхователем. Однако, возникают случаи, когда «на бумаге» владельцем машины является супруг, а находится автомобиль в постоянном пользовании у жены. Супруге удобнее сделать страховку самостоятельно и тогда, страхователь и собственник могут быть разными лицами . Страхователю понадобится предоставить в страховую компанию , выданную владельцем машины.

Кроме доверенности страхователь обязан предоставить следующие документы:

  • собственный паспорт;
  • водительские права;
  • паспорт транспортного средства, подтверждающий постановку на учет;
  • действующий .

Данные о страхователе и собственнике автомобиля заполняются в двух разных строках:


Кто такой страховщик

Страховщиком является страховая компания, выдающая полисы ОСАГО с целью защиты имущественных интересов водителей. Данный документ является платным. регулируется и рассчитывается согласно законодательным требованиям. Оформить полис можно не только напрямую в страховой компании, но и через косвенных представителей:

  • страховых агентов;
  • брокеров.

Страховые агенты, как правило, представляют услуги конкретной компании-страховщика. Стоимость такого полиса немного дороже, так как агент берет комиссию за работу . Водитель получает преимущество в виде экономии личного времени. Агент может подъехать в удобное для клиента место и время для заключения договора страхования.

Брокеры представляются услуги сразу нескольких страховых компаний и у страхователя появляется возможность выбора более выгодного по стоимости полиса.


Какие существуют виды страхования автомобилей

Большинство граждан знает, что ОСАГО - обязательная страховка. Однако, существуют и другие виды автострахования в России, которые относятся к категории добровольного страхования. «Дополнительные» страховки на машину бывают следующих видов:

  • ДСАГО;
  • КАСКО.

ДСАГО представляет собой дополнительное страхование к стандартному полису ОСАГО. Такой «расширенный пакет» позволяет получить больший размер выплат . Полисы могут быть оформлены в разных страховых компаниях, но на один и тот же срок действия, а также на одно транспортное средство. и стоимость тарифа зависит от условий конкретной страховой организации. Обычно такой «предел» составляет не более 3 000 000 рублей. ДСАГО покрывает ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц, а также их имуществу.

КАСКО рассчитан на покрытие широкого спектра рисков, но не имеет отношения к гражданской ответственности. КАСКО возмещает убытки материального характера, нанесенные имуществу : угон автомобиля, повреждения любого характера, включая стихийные бедствия или иные обстоятельства. Несмотря на то что КАСКО не является обязательным видом страхования, если машина приобретена за счет кредитных средств, полученных в банке, собственнику придется оформить КАСКО.


Полное страхование автомобиля позволяет получить максимальные выплаты не только при получении ущерба в случае дорожно-транспортного происшествия, но и в случае угона или повреждения транспортного средства другими способами.

Зачем нужно ОСАГО, если платит виновник

Основная цель получения полиса ОСАГО - страхование собственной гражданской ответственности на случай возникновения аварии на дороге. Если вы станете виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого потерпевшая сторона получит материальный или физический ущерб, в пределах утвержденных сумм. Таким образом, обе стороны получают гарантии : виновник - сохранение личных денежных средств, потерпевший - возмещение ущерба здоровью и имуществу.

Страховка ОСАГО на машину включает в себя следующие компенсационные выплаты:

  • ремонт автомобиля;
  • покупку запчастей;
  • лечение потерпевшего;
  • оплату ремонта имущества потерпевшей стороны;
  • расходы на погребение погибших.

Если в аварии виноваты обе стороны, то каждая из них может претендовать на возмещение ущерба в размере .

Новое в страховании ОСАГО

С момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ правовой акт претерпел значительное количество изменений и правок. Одним из главных требований к водителям является . Если водитель автомобиля не оформил данный документ, при остановке сотрудником ГИБДД ему будет выписан штраф в размере 800 рублей . Если полис оформлен и является действующим, но заполнен некорректно либо забыт дома, сотрудник ГИБДД выпишет штраф в размере 500 рублей .

С 1 ноября 2018 года изменился порядок наложения штрафной санкции за отсутствие полиса. Если раньше нерадивого водителя мог «поймать» только сотрудник ГИБДД, то по новым правилам нарушителя будут фиксировать роботизированные видеокамеры . Данные о регистрационном номере автомобиля будут автоматически переданы в базу данных, где произойдет сверка с наличием действующего полиса. Если такой документ отсутствует, собственник машины получит штраф по почте.

Важно ! Для подтверждения данных сверка регистрационного номера транспортного средства будет проведена повторно, через 10 календарных дней после получения информации о нарушении.

Будет ли увеличение стоимости ОСАГО в 2019 году

Размер ОСАГО в 2019 году будет увеличен на 20% в отношении минимальной и максимальной цены. С 1 сентября 2019 года страховые компании получат возможность увеличивать начальную и конечную ставку базового тарифа на 30%.


Максимальные размеры тарифов, коэффициенты, а также порядок их использования страховыми компаниями утверждены в Указании Центрального Банка России от 04 декабря 2018 года № 5000-У. Данный документ был зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 29 декабря 2018 года и можно скачать по ссылке ниже.

Скачать Указание ЦБ РФ

Придется по формуле:

базовый тариф * коэффициенты (повышающие или понижающие).

На стоимость полиса ОСАГО влияют следующие показатели :

  • базовый тариф (цена «от и до»);
  • город проживания (в расчет берется коэффициент, утвержденный правительством в зависимости от региона пребывания автовладельца);
  • безаварийная скидка ();
  • возраст и стаж водителя;
  • вид полиса (ограниченный или неограниченный);
  • сезон использования автотранспортного средства;
  • мощность двигателя машины;
  • имеющиеся нарушения законодательства, касающегося страхования (в соответствии с коэффициентом).

Подорожание ОСАГО в 2019 году вызвано изменением базового тарифа и введением новых коэффициентов по возрасту и стажу автовладельца.

Условия страхования по ОСАГО

На стоимость полиса ОСАГО влияют не только коэффициенты, но и количество лиц, допущенных к вождению автомобилем . Обычно при заключении договора страхования специалист компании уточняет, какое количество водителей планируется допускать для внесения в страховку.


Страхователь может выбрать одно из следующих условий страхования :

  • ограниченная страховка на автомобиль (до управления транспортным средством допускается некоторое число водителей);
  • неограниченная страховка на машину (управлять автомобилем могут даже водители, не вписанные в страховку).

В первом случае стоимость страховки будет гораздо ниже, чем во втором. Однако, выбирать такой вариант следует только если страхователь планирует безраздельно управлять транспортным средством. К тому же не лишним будет большой водительский стаж и «безаварийная репутация».

Во втором случае при расчете стоимости полиса коэффициент будет максимальным, а итоговая цена значительно выше. Управлять автомобилем на законных основаниях смогут разные водители.

От чего защищает страховка ОСАГО

Обязательная автостраховка покрывает риски имущественного и физического характера.

В страховку ОСАГО входит компенсация следующих материальных затрат :

  • оплата лечения водителю и/или пассажирам, получившим увечья;
  • полис страхует от ущерба имущества, то есть ремонт и покупка автозапчастей будут компенсированы потерпевшей стороне;
  • прочие виды материального ущерба, нанесенного потерпевшей стороне (повреждение конструкции, забора или другого объекта);
  • ОСАГО покроет ущерб, нанесенный здоровью пешехода.

Возмещение ущерба по страховке распространяется на потерпевшего. Виновник аварии ремонтирует собственный автомобиль за счет личных денежных средств.

Сколько ущерба покрывает ОСАГО

При возникновении дорожно-транспортного происшествия потерпевшую сторону интересует вопрос о том, какую . В 2017 году произошли изменения в размерах страховых выплат в сторону увеличения.

Сумма покрытия ущерба при аварии составляет :

  • для ремонта и восстановления автомобиля максимально может быть выплачено 400 000 рублей;
  • компенсация вреда, нанесенного здоровью (телесные увечья) - не более 500 000 рублей.

В каждом конкретном случае размер выплаты определяется индивидуально , в зависимости от полученных повреждений. Если максимальной суммы выплаты недостаточно, чтобы полностью покрыть нанесенный ущерб, виновнику аварии придется компенсировать оставшуюся часть из собственных сбережений.


Что входит в страховой случай

При возникновении вопроса о выплате страховой суммы в учет берется понятие о том, является ли . Ответственность по ОСАГО распространяется именно на случаи, связанные с дорожным движением.

Страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении нескольких условий :

  • наличие двух сторон: виновник аварии и потерпевший;
  • участником дорожно-транспортного происшествия должен быть застрахованный автомобиль (страхуется не водитель, а конкретное транспортное средство).

Перечень страховых случаев ОСАГО регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ .

Пример страхового случая: водитель засмотрелся, не заметил, как зажегся красный сигнал светофора и въехал в задний бампер впереди стоящей машины.


Нестраховые случаи по ОСАГО

Перечень нестраховых случаев по ОСАГО утвержден в статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ .

Недостаточные тарифы, злоупотребления и случаи прямого мошенничества стали причиной того, что в прошлом году страховые компании ушли в глубокий минус. Многим пришлось покинуть рынок, оставшиеся сознательно снижают свою долю

Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (их уже всего 59, хотя 14 лет назад насчитывалось 240), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.

Сборы страховщиков по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% с 69 тыс. до 75,8 тыс. рублей, а средняя премия упала на 4% - с 6032 рублей до 5800 рублей.

Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю. Показателен пример прежнего лидера, компании «Росгосстрах»: несколько лет назад она контролировал треть рынка ОСАГО, сейчас доля компании едва превышает 10%. Бедствие, которое терпит этот некогда серьезнейший игрок, сказалось на всем рынке, ну и, конечно, первая в современной истории национализация страховщика не прошла безболезненно.

Преступные автоюристы

К 2018 году мегарегулятор стразовой отрасли, министерство финансов России, признал, что ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. Были разговоры, что после выборов нужно будет как-то это исправить. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, стратегическая задача состоит в уходе от предвыборной зависимости ОСАГО в ближайшие три-четыре года. Необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика.

Одно из важнейших событий прошлого года - поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения. Когда мы выходили с инициативой этого закона, то рассчитывали, что изменения сыграют положительную роль в выравнивания ситуации, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов». Это движение началось массово после того, как в 2012 году на страхование распространили закон о защите прав потребителей, а затем в 2014 году увеличилась максимальная выплата по ОСАГО.

Когда максимум, что можно получить с одной аварии - 100 000 рублей, это не особо интересно злоумышленникам. Преступлений в этой сфере было 10-15%. Сейчас, когда можно «накрутить» 400 000 рублей за «железо» плюс 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью (и это не считая штрафов и пеней), извлечение денег из аварий стало бизнесом. Люди заинтересовались, сгруппировались, привлекли профессиональных юристов и поставили все на поток. Получились целые банды. Мы надеялись, что с принятием закона о натуральном возмещении недобросовестные автоюристы успокоятся, но этого не случилось.

В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает. Сервисное техобслуживание не укладываются в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать - детали просто не приходят вовремя. Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км: как тут уложиться?

В итоге закон не смог «перекрыть кислород» мошенникам: те же самые недобросовестные автоюристы нашли новые способы затаскивать страховщиков в суд по натуральному возмещению. При этом доля урегулирований в натуральной форме у некоторых крупных компаний доходит до 40% в ряде регионов. Используя лазейки в законодательстве, недобросовестные посредники без малейших угрызений совести подрывают основы рынка страхования, призванного защитить всех, кто ездит по дорогам страны. И эти люди даже не считают себя преступниками.

В итоге такого компромиссного текста закона страховщики получили рост выплат, в том числе за счет обязательности ремонта новыми запчастями. Это примерно на 30% увеличивает затраты. В то же время страховые компании не смогли избавиться от дополнительной нагрузки нестраховых выплат в судах.

Есть и еще один нюанс действия натурального ОСАГО. Автовладелец по соглашению со страховщиком может отказаться от ремонта. В этом случае он подписывает бумагу, что согласен с той выплатой, которую ему рассчитали в страховой компании.

Мошенничество с электронными полисами

В 2017 году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО, что дало возможность по большей части решить проблемы доступности полисов в проблемных регионах. Часть регионов России получили такой статус из-за того, что страховщики просто отказывались там работать из-за запредельных убытков. К концу года через интернет продавалось уже более 34% полисов ОСАГО.

Не сразу удалось наладить всю систему - на первом этапе отмечалось большое количество сбоев в работе сайтов страховых компаний и базе данных РСА, которая в силу чрезмерной нагрузки не всегда справлялась. Мы всерьез начали работу по созданию новой базы с совершенно другими техническими параметрами: когда создавалась нынешняя, о таких нагрузках никто не мог и подумать.

Важным моментом в увеличении доступности ОСАГО стало создание Российским союзом автостраховщиков системы гарантирования возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде - системы «e-ОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА. Эта функция подключается при наличии сбоев на сайте компании, в которую обратился клиент, либо если у этой компании закончились «электронные бланки», то есть номера полисов.

По мере роста доступности мы стали отмечать появление новых форм мошенничества: подделку электронных документов и фальсификацию данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО, заполняемых при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле вводят их в заблуждение относительно стоимости полиса и зарабатывают на этом.

Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. Для борьбы с этим явлением РСА заключил договор со специализированными компаниями по борьбе с кибермошенничеством. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.

Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей из-за мошенничества в сфере ОСАГО. В 2017 году РСА совместно Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах, чтобы донести мысль о том, что проблемы в ОСАГО чреваты ростом социальной напряженности.

Мы проехали почти по всем федеральным округам (на 2018 год оставили относительно благополучные Центральный и Северо-Западный), провели межведомственные совещания с МВД и Генпрокуратурой, довели до сведения местных властей, насколько катастрофическая ситуация складывается у них под носом. Местные власти должны понимать, что ситуация с мошенничеством по ОСАГО напрямую влияет на его доступность, а следовательно на социальную напряженность в регионе.

Итогом совещаний стала системная работа всех сторон, активизация следствия и доведение дел до суда. В целом правоохранители обратили больше внимания на страховое мошенничество. По итогам этой работы в органы правопорядка направлено более 8100 заявлений по выявленным фактам страхового мошенничества в страховании в целом. По ним возбуждено 1 565 уголовных дел. Большинство заявлений и возбужденных дел касается ОСАГО. Мы надеемся, что впоследствии сможем сказать: «2017 год стал переломным в борьбе со страховыми мошенниками». Впрочем, сейчас мы только в начале трудного и долгого пути.

Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно - постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.

Каждый водитель в России, хочется ему того, или нет, обязан раскошелиться на полис ОСАГО. Если разбирать по буквам, что это значит, получится «обязательное страхование автогражданской ответственности», в просторечии – «автогражданка».

ЧТО ТАКОЕ ОСАГО?

Гражданская ответственность в законодательстве трактуется как обязанность возместить причиненный ущерб потерпевшей стороне. Соответственно, автогражданская ответственность заключается в том, что вы как водитель, обязаны компенсировать любой вред, который вы можете нанести на дороге. Например, оплатить ремонт автомобиля, в который вы врезались, или заплатить за лечение пешехода, которого вы задели.

Раньше после дорожно-транспортного происшествия виновный и потерпевший были вынуждены сами разбираться с возмещением ущерба машине и здоровью людей, которые в ней находились. При этом обычным делом были конфликты, потому что каждая сторона, разумеется, имела собственное представление о размере справедливой компенсации. И далеко не всегда виновный располагал достаточными средствами, чтобы разом выплатить пострадавшему нужную сумму. Это создавало дополнительные сложности в урегулировании вопроса.

В 2003 году разрешение этих конфликтов в России перевели в цивилизованное русло. С 1-го июля 2003 года в соответствии с федеральным Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» все водители в обязательном порядке страхуют риск возникновения ответственности за причинение вреда. Благодаря этому ущерб, нанесенный ими чьему-либо имуществу или здоровью, по полису ОСАГО возмещает страховая компания.

Оценка ущерба производится независимыми специалистами. Это, конечно, не снимает всех вопросов и претензий, но позволяет рассчитывать на какую-никакую объективность.

По российскому законодательству владелец транспортного средства обязан застраховать свой автомобиль в течение пяти дней после оформления его в собственность. Без полиса ОСАГО автомобиль не будут регистрировать в ГИБДД, а управлять автомобилем без наличия полиса запрещено.

За появление на дороге без полиса ОСАГО с вас могут взять штраф от 500 до 800 рублей. Если же вы просто забыли заветный бланк дома, штраф составит 100 рублей. Это послабление объясняется просто: если произойдет какая-то неприятность, не имеет значения, где именно хранится полис – в «бардачке» вашей машины или в столе на работе. Главное, что страховая компания за вас расплатится.

КТО СТРАХУЕТ АВТОГРАЖДАНСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Во введении обязательного страхования автогражданской ответственности Россия – не исключение. ОСАГО практикуется во всех развитых странах. Это самый простой способ гарантировать возмещение ущерба, нанесенного пострадавшим в результате автомобильной аварии.
В России заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев могут только члены Российского союза автостраховщиков (РСА), и только при наличии соответствующей лицензии Федеральной службы страхового надзора. Эта организация гарантирует выплаты по страхованию ОСАГО, что бы ни произошло с вашей страховой компанией. Даже если страховая компания обанкротится, все ее клиенты получат положенные выплаты за счет специального фонда РСА.

ЧТО ДАЕТ ОСАГО?

Полис ОСАГО гарантирует: если вы стали виновником ДТП, то страховая компания возьмет на себя возмещение ущерба.

Определяя размер страховых выплат за ущерб, нанесенный имуществу пострадавших в ДТП, страховая компания берет в расчет средние цены, сложившиеся в том регионе, где произошло ДТП. Когда речь идет о поврежденном автомобиле, то из этой суммы вычитается износ запчастей.

Если рассчитывается возмещение вреда, причиненного вами здоровью других водителей и пешеходов, то учитывают расходы на лечение, уход за больным, размер утраченного заработка, и в самых трагических случаях – компенсацию в связи с потерей кормильца и расходы на погребение.

Получить страховое возмещение автогражданской ответственности – достаточно хлопотное дело. Прежде всего, необходимо правильно действовать при наступлении страхового случая. Вы должны вызывать на место, где произошло дорожно-транспортное происшествие, сотрудников ГИБДД, проследить, чтобы случившееся было подробно и правильно записано в справках и протоколах. Сознавая, как много времени и сил придется потратить, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение убытков по ОСАГО, многие автомобилисты нередко игнорируют эту возможность, если нанесенный ущерб не слишком велик. С царапинами на бампере, битыми стеклами и зеркалами редко кто пойдет за выплатой страхового возмещения.

Но теперь даже небольшой ущерб можно будет компенсировать за счет автостраховки без особых трудностей. Правда, воспользоваться новой возможностью смогут лишь те, кто приобрел полис ОСАГО, начиная с 1 марта 2009 года. С этого дня вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, которые позволят получить возмещение без документов из ГИБДД, если размер убытков невелик (не более 25 тыс. рублей), участников ДТП только двое и ничье здоровье не пострадало. Нельзя обойтись без бумажек из ГИБДД, если в ДТП виновны оба участника. Нововведение не может не радовать водителей, но есть момент, о котором надо помнить. Если в ходе ремонта выяснится, что машина пострадала сильнее, чем показалось на первый взгляд, больше 25 тыс. рублей от страховой компании уже не получить.

Помните: обязательное страхование автогражданской ответственности имеет определенные пределы – «лимит ответственности». Страховая компания выплатит пострадавшему от действий ее клиента по полису ОСАГО не более 400 тыс. рублей. Причем, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, положено не более 160 тыс. рублей на одного человека, а максимальная выплата на возмещение вреда, причиненного имуществу, не превысит 120 тыс. рублей.

Так что если вас угораздило сильно помять, например, автомобиль представительского класса, страховых 120 тыс. рублей может и не хватить. То же самое касается ситуации, когда пострадало сразу несколько машин. Тогда недостающую сумму на ремонт придется доплатить из своих собственных средств. Для наиболее предусмотрительных на этот случай существует – ДСАГО – добровольное страхование автогражданской ответственности.

Страховка ОСАГО чаще всего вступает в силу с момента заключения договора, если у вас новый автомобиль, а если подержанный – на следующий день после того, как был заключен договор.

Стандартный срок действия договора ОСАГО – 1 год. Но можно вписать в страховой договор и меньший срок использования транспортного средства (минимум – три месяца). Полис при этом, разумеется, обойдется дешевле. Такой вариант актуален, например, для владельцев кабриолетов, которые в нашем климате можно использовать только в теплое время года, или для водителей, которые не ездят зимой. Меньше, чем на полгода страховку можно получить лишь на транзитный автомобиль, но с таким полисом не поставят на регистрационный учет в ГИБДД.

В период действия договора автострахования владелец полиса обязан сообщать в страховую компанию о смене владельца автомобиля. При этом договор ОСАГО досрочно расторгается, так как его условия учитывают конкретный автомобиль, а его больше нет в собственности владельца полиса. Бывают и другие поводы для досрочного расторжения договора.

КАК ОФОРМИТЬ ПОЛИС ОСАГО?

Заключить договор ОСАГО вы можете независимо от того, оформлен автомобиль в вашу собственность или нет. Формально необязательно даже иметь доверенность не управление автомобилем, но на практике большинство компаний требует приложить копию этого документа. Помимо этого, надо будет предъявить паспорт или заменяющий его документ, паспорт транспортного средства (ПТС) или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение. Договор страхования ОСАГО можно заключить и на автомобиль с временным свидетельством о регистрации. Как только будет выдано постоянное свидетельство о регистрации транспортного средства, надо будет как можно быстрее оповестить об этом страховую компанию.

Если в договоре указывается, что к управлению автомобилем допущены лишь определенные лица, надо приложить их паспорта и доверенность на управление транспортным средством. Нельзя сажать за руль застрахованного автомобиля водителя, который не фигурирует среди лиц, допущенных к управлению, перечисленных в страховом договоре. Если такой водитель окажется виновным в ДТП, не стоит и пытаться получить возмещение по автостраховке.

Иногда при оформлении полиса ОСАГО просят показать автомобиль. Это делается с целью профилактики мошенничества с автостраховкой. Водитель может с кем-нибудь сговориться и потребовать оплаты расходов на ремонт повреждения, которые он нанес еще до того, как заключил договор автострахования. Повышенную подозрительность страховщиков вызывают водители, которые управляют машиной по доверенности, так как по наблюдениям специалистов именно среди них чаще всего попадаются мошенники.

«Оформление одного полиса в среднем занимает 15–20 минут, но позаботиться об оформлении лучше заблаговременно, так как некоторые компании могут запросить проверку объекта страхования, а сам полис может начать действовать не ранее чем со дня, следующего за днем заключения страхового договора», – объясняет Екатерина Евланова, начальник управления автострахования страховой компании «МАКС».

СКОЛЬКО СТОИТ ПОЛИС ОСАГО? (СТОИМОСТЬ ОСАГО)

Стоимость ОСАГО зависит лишь от марки автомобиля и стажа, возраста и пола водителей. Дело в том, что условия страхования, размер выплат и тарифы ОСАГО в России устанавливаются постановлениями правительства, поэтому у всех страховых компаний они одинаковы. Однако для разных водителей и разных автомобилей стоимость полиса ОСАГО будет различаться.

«Расчет ОСАГО складывается из базового тарифа (в настоящее время для легковых автомобилей физических лиц это 1980 рублей) с учетом коэффициентов и периода, на который оформляется страховка».

Тарифы ОСАГО учитывают возраст и стаж водителя, марку и модель, тип кузова и КПП, год выпуска, объем и мощность двигателя, длину пробега автомобиля, количество лиц, допущенных к управлению, их пол, возраст и водительский стаж.

Кроме того, в расчет стоимости ОСАГО принимается и регион, в которым оформляется автостраховка. Чем выше аварийность на той или иной территории, тем чаще производятся выплаты по ОСАГО, а значит, уровень убыточности страховых компаний выше. К примеру, в Петербурге показатель убыточности страховщиков составляет около 40%, тогда как в Архангельской области он вдвое выше. Чтобы выровнять соотношение доходов и расходов страховых компаний, при расчете стоимости ОСАГО применяется региональный коэффициент. Чем он выше, тем полис дороже.

Еще один важный момент для расчетов ОСАГО: при оформлении полиса ОСАГО вас спросят о том, не были ли вы в предыдущем периоде страхования виновны в авариях? Страховой компании это нужно знать, чтобы при расчете стоимости полиса применить систему надбавок или скидок, которую называют коэффициентом «бонус-малус». Если вы ездите без аварий – эта система позволит вам сэкономить на автостраховке.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Не забудьте, что полис ОСАГО обеспечивает своему владельцу возможность переложить на страховую компанию обязанность по выплате компенсации за ущерб, нанесенный им только на российских дорогах. В зарубежных путешествиях надо приобретать аналогичную автостраховку, но предназначенную для использования в других странах – Green Card («зеленая карта»). Без такой страховки въезд на территорию большинства стран Евросоюза запрещен. Наличие «зеленой карты» у водителя проверяют на таможне при выезде из России.

Green Card продают практически все крупные российские страховые компании, некоторые делают это прямо на границе.

Тарифы по международному ОСАГО – Green Card – рассчитываются по единым стандартам, поэтому у всех российских страховщиков одинаковые цены на эти полисы. Полис для легкового автомобиля с территорией покрытия на всю Европу на 15 дней будет стоить около 1300 рублей, а на год – в районе 12 тыс. рублей. Если не планируется выезжать за пределы бывших советских республик – Украины, Белоруссии и Молдавии, можно купить более дешевую автостраховку: приблизительно 440 рублей на 15 дней и 2 тыс. рублей на год.

Выплата ущерба по ОСАГО ограничена лимитом ответственности. Если вред причинен жизни и здоровью третьего лица он составляет 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего, а при нанесении имущественного ущерба – 400 тыс. рублей. Так что оформить ОСАГО – это не значит выбросить деньги на ветер, а приобрести уверенность в завтрашнем дне и быть защищенным при наступлении определенных обстоятельств.

Какова стоимость ОСАГО?

Цена полиса ОСАГО рассчитывается для каждого индивидуально. Она основывается на тарифах, утвержденных Правительством РФ, которые едины для любой компании. Расчет стоимости полиса ОСАГО можно произвести самостоятельно , заполнив все необходимые данные в форме.

Для этого вам нужно будет заполнить следующие поля:

  • Кем является владелец ТС – физическим или юридическим лицом.
  • Тип транспорта.
  • Данные о мощности двигателя.
  • Уточнить временные рамки эксплуатации ТС.
  • Рассчитать и вписать соответствующий коэффициент бонус-малус (КБМ), дающий скидку за безубыточное вождение в размере 5% в год.
  • Региональную принадлежность ТС.
  • Данные о количестве, возрасте и стаже каждого допущенного к управлению автомобилем водителя.

Возможность проверить КБМ , который на данный момент закреплен за вами, существует прямо здесь и сейчас. Просто нажав на ссылку . Но бываю ситуации когда по вине страховой компании, ошибки агента или сбоев в базе РСА значение КБМ обнуляется, а если быть точнее становится равно единице. Ознакомиться с наиболее вероятными причинами такой напасти вы можете в статье . Но вопрос, что же делать, если такое произойдет именно с вами, волнует каждого авто владельца. Кто-то обращается с запросом в РСА, а кто-то идет прямой наводкой в суд. О том более подробно вы можете узнать также на нашем сайте.

Необходимые документы при оформлении ОСАГО?

Приобрести подобную страховую защиту вы можете в любой страховой компании. Но совершая выбор страховщика, стоит обратить внимание на его известность и рейтинг. В последнее время стало очень популярным страховое мошенничество. возможно просто перейдя по ссылке.

Но, прежде чем получить на руки полис ОСАГО, вам следует пройти технический осмотр ТС. Некоторые нечистые на руку страховщики при оформлении полиса выдают уже заполненный талон ТО, беря за это дополнительную плату и утверждая, что необходимость прохождения ТО для вас уже не актуальна. можно у нас на сайте.

Список документов, требуемых страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО для ФЛ и ЮЛ немного различается. Для физического лица будет достаточно паспорта, СТС ил ПТС, диагностической карты или талона ТО, водительских прав всех водителей, допущенных к управлению, и доверенности, в ситуации когда страховка приобретается не лично владельцем ТС. Список документов для ЮЛ дополняется доверенностью о праве представления интересов ЮЛ и свидетельством о регистрации ЮЛ. Также представитель юридического лица обязательно должен при себе иметь печать предприятия.

Начиная с 1 октября 2015 года у каждого авто владельца появилась возможность приобретать электронный полис ОСАГО , что значительно упрощает процедуру оформления и дает возможность это сделать без очередей и лишних нервов. Все действия производятся посредством сети интернет, после чего на электронную почту страхователя приходят все необходимые документы.

Но каким бы полис ОСАГО ни был, обычным или электронным, — первоначально это защита, приобретаемая страхователем по довольно приемлемой цене. Ведь причиненный ущерб, в случае если страховкой придется воспользоваться, может быть в десятки раз выше уплаченной стоимости.

Хорошие водители, если что-то и знают об ОСАГО, то никогда не прибегали к помощи страховых компаний. Главное, чтобы полис всегда лежал в бардачке автомобиля. Однако что делать при наступлении страхового случая?

ОСАГО - это полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Особенностью ОСАГО является возмещение убытков и ущерба, которые были причинены другому автомобилю, жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по ОСАГО устанавливает государство, и без ОСАГО на дороге появляться запрещено.

Всеобщность и обязательность страхования

Самое главное, что нужно знать по поводу полиса ОСАГО - это то, что он регулирует возмещение убытков и ущерба, которые именно вы, не другой участник, причинили третьим лицам - транспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, в нем находившихся. Застраховав свою гражданскую ответственность, в случае виновности вы избавляетесь от забот по возмещению нанесенного ущерба. Убытки, которые в результате ваших действий понёс второй участник, должна компенсировать страховая компания.

Что касается вас, вашего автомобиля, имущества, жизни и здоровья, то ОСАГО к ним не имеет никакого отношения. Компенсировать ущерб, который понесли лично вы, придётся за счёт собственного кошелька. Если вы хотите защитить и свой автомобиль от повреждения и угона, то тогда нужно купить .

Каждый водитель обязан приобрести полис ОСАГО или, по крайней мере, быть в него вписан. Правило это действует даже тогда, когда вы просто перегоняете своё авто от автосалона до дома или места регистрации (исключение составляют случаи, когда полис ОСАГО подразумевает неограниченное количество лиц, имеющих право на управление автомобилем).

Без полиса ОСАГО вы не только не имеете права выезжать на проезжую часть (иначе штраф - от 5 до 8 МРОТ), но не сможете поставить свой автомобиль на учёт в ГИБДД. Кроме того, заработаете серьёзные неприятности, если вдруг произойдёт ДТП с вашим участием, а полиса ОСАГО вы предъявить не сможете.

Управляя автомобилем, оригинал полиса вы всегда должны иметь при себе, равно как права и документы на машину. Если полис у вас есть, но вы его, например, забыли дома, инспектор имеет право отправить техническое средство на штрафстоянку, откуда вы его можете забрать опять же только предъявив полис.

Страховые выплаты по ОСАГО

Законодательством также предусмотрен ряд условий, когда ущерб, нанесенный по вашей вине, при помощи полиса ОСАГО компенсировать нельзя. Полный список ограничений по полису ОСАГО можно прочитать в статье Путеводителя .

Срок

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обычно заключается на год, при этом минимальный срок заключения договора по закону может составлять всего три месяца. А если вы являетесь владельцем автомобиля, зарегистрированного за рубежом, но планируете ездить на нем на территории РФ, то полис можно оформить на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.

Стоимость полиса ОСАГО

Цену на полис ОСАГО определяют водительский стаж, марка и мощность транспортного средства, регион, в котором вы используете автомобиль и другие расчётные параметры. На каждый из показателей устанавливается свой повышающий или понижающий коэффициент, величина которого жестко регламентирована правительственными постановлениями. О том, как устанавливается цена на полис, вы узнаете в статье Путеводителя , а рассчитать и оформить сам полис сможете с помощью .

Как действует ОСАГО?

Первоначально закон об ОСАГО предполагал один способ расчётов: потерпевшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна была обращаться к страховщику лица, которое нанесло ущерб. Однако с недавних пор в процесс получения страховой компенсации были внесены законодательные изменения с тем, чтобы как-то упростить процедуру получения компенсации при наступлении страхового случая. Согласно внесённым поправкам, если в ходе ДТП не нанесен вред здоровью людей, а также соблюдается ряд дополнительных условий, вы можете обратиться за компенсацией ущерба непосредственно к своему страховщику - здесь работает так называемое . Кроме того, если ущерб имуществу не превышает 50 тысяч рублей, то нет надобности вызывать представителей ГИБДД - в таком случае используется Европейский протокол.

На рассмотрение заявок о выплате ущерба каждой страховой компании отводится 20 календарных дней, при этом установлено, что за каждый день просрочки страховщику придется выплачивать штраф в 1/75 от ключевой ставки Центробанка от суммы ущерба.

Ограничение верхней границы возможных страховых выплат по ОСАГО приводит к тому, что сумма страховки может не покрывать полностью размер причиненного вами ущерба. Если вы по дороге снесли автобусную остановку, рекламную конструкцию и въехали в витрину магазина, возмещать всю сумму свыше лимита по ОСАГО придётся из своего кошелька. Поэтому все страховые компании предлагают полисы на добровольное страхование гражданской автоответственности () - именно для того, чтобы вы сумели расплатиться в случае, если размер ущерба превысит верхнюю границу выплат по полису ОСАГО.

На первый взгляд кажется, что «подводных камней» в значительно меньше, чем в выборе и расчёте добровольного страхования каско. Даже если это так, не стоит халатно относиться к выбору страховой компании и доверять оформление полиса первой попавшейся. Степень надёжности страховщика никого кроме вас интересовать не будет, потому что став виновником ДТП, вы обязаны возместить ущерб пострадавшей стороне - с помощью страховщика или без него.

Совет Сравни.ру: Если хотите сэкономить на ОСАГО, то выбирайте полис с ограниченным кругом лиц, вписанных в страховку.