Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243
(в редакции: Приказов Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 679, от 30.04.2009 N 233)

Машинист машин для бурения скважин, забивки и погружения свай

Характеристика работ . Управление машинами различных типов, указанных в §§ 128 - 130, применяемыми для забивки и погружения свай при устройстве свайных оснований, шпунтовых ограждений, причальных ограждений, подпорных стенок и других аналогичных конструкций. Техническое обслуживание машин, проверка исправности систем и узлов. Выявление и устранение неисправностей в работе машин. Участие в планово-предупредительном ремонте. Заправка горючими и смазочными материалами.

Должен знать: устройство обслуживаемых машин, правила и инструкции по их эксплуатации; способы производства выполняемых работ и технические требования к качеству выполненных работ; нормы расхода горючих и смазочных материалов; сорта и свойства масел и топлива, их технологические характеристики, правила безопасного хранения.

§ 128. Машинист 5-го разряда

Бурильно-крановые самоходные машины с глубиной бурения до 6 м.

Вибровдавливающие погружатели свай самоходные с двигателем мощностью до 73 кВт (100 л.с.).

Вибропогружатели бескопровые.

Дизель-молоты бескопровые.

Копры (простые сухопутные).

§ 129. Машинист 6-го разряда

Бурильно-крановые самоходные машины с глубиной бурения свыше 6 м.

Вибровдавливающие погружатели свай самоходные с двигателем мощностью свыше 73 кВт (100 л.с.).

Копры (универсальные, копры-краны, копры плавучие несамоходные).

§ 130. Машинист 7-го разряда

Бурильно-крановые самоходные машины с двигателем мощностью 100 - 180 л.с. при диаметре бурения свыше 400 до 1200 мм.

Копры (самоходные установки).

Требуется среднее профессиональное образование.

Обучение машиниста бурильно-крановой самоходной машины регламентировано Приказом Минтруда России № 208н от 01.03.2017 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист для забивки и погружения свай».

Самоходные бурильно-крановые машины широко применяют в городском строительстве при устройстве свайных оснований зданий и сооружений, опор мостов, трубопроводов, колодцев, линий электроснабжения и связи, колодцев, ограждений, а также при обустройстве дорог, посадке деревьев и кустарников. Они представляют собой совместно действующее бурильное и специальное крановое оборудование, смонтированное на шасси серийных автомобилей и тракторов, привод которого осуществляется от двигателя базовой машины или самостоятельной силовой установки.

Бурильно-крановые машины классифицируют по следующим основным признакам:

  • по типу базовой машины: на автомобильные и тракторные;
  • по принципу действия бурильного оборудования: цикличного и непрерывного действия;
  • по типу привода бурильного и кранового оборудования: с механическим, гидравлическим и смешанным (гидромеханическим) приводом;
  • по виду исполнения бурильно-кранового оборудования: совмещенное (бурильное и крановое оборудование смонтированы на одной мачте) и раздельное (бурильное оборудование смонтировано на мачте, крановое на стреле);
  • по возможности поворота рабочего оборудования в плане: неповоротные и поворотные;
  • по расположению рабочего оборудования на базовом шасси: с задним, боковым расположением у неповоротных машин, на поворотной платформе - у поворотных.

Главным параметром, по которому различаются самоходные бурильные машины, является максимальная глубина скважины. Также необходимо оценить рекомендуемый диаметр полученной скважины, возможность изменения угла наклона оси от вертикали, а также грузоподъемность крана (если он есть).

Профессия машиниста бурильно-крановой самоходной машины предполагает наличие следующих навыков: знание устройства, принципа работы, технических характеристик машины; правил бурения ям под опоры и столбы; правил установки в них опор, столбов и т.п. с помощью крана или машины; знание правил и инструкций по эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машины, выполнения грузоподъемных работ во время установки опор, столбов и т.п.; причин возникновения, способы проявления и устранение неисправностей; режимов смазки; норм расхода топлива и смазочных материалов и способы их экономии; а также знание слесарного дела по ремонту строительных или других подобных по сложности машин и пр.

Для выполнения работ машинисту бурильно-крановой самоходной машины должен окончить профессиональное училище, не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет проходить краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов с целью приобретения новых знаний и умений и повышения разряда, иметь медицинскую книжку с отсутствием противопоказаний к работе и водительские права категории «С». Важно, что для работы машинистом буровой установки, лица моложе 18 лет не допускаются.

Стоимость обучения и сроки освоения

АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:

Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная с применением "Интернет"-технологий.

Что входит в программу обучения

В процессе освоения программы обучения, разработанной с учетом Приказа Минтруда России № 208н от 01.03.2017 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист для забивки и погружения свай» для освоения рабочей профессии машинист бурильно-крановой самоходной машины изучаются следующие вопросы:

  • Обзор бурильно-крановых машин.
  • Устройство бурильно-крановых машин.
  • Техническое обслуживание и ремонт бурильно-крановых машин.
  • Съемные грузозахватные приспособления.
  • Эксплуатация бурильно-крановых машин.
  • Требования промышленной безопасности
  • Охрана труда при проведении работ по бурению
  • Требования пожарной безопасности
  • Требования электробезопасности

Занятия проходят в учебном классе АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров, а также через "Интернет"-портал сайта Учебного центра.

По окончании обучения выдается

  • Удостоверение на каждого сотрудника, прошедшего аттестацию;
  • Протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, прошедших аттестацию.

Как пройти обучение на машиниста буровой установки

После прохождения профессионального обучения (или в специализированном училище, или учебном центре) машинист бурильно-крановой самоходной машины имеет право повысить присвоенный разряд его специальности путем прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет, при этом существует определенная градация для каждого из разрядов, а именно:

Бурильно-крановые самоходные машины с глубиной бурения до 6 м. Вибровдавливающие погружатели свай самоходные с двигателем мощностью до 73 кВт (100 л.с.).

  • Вибропогружатели бескопровые.
  • Дизель-молоты бескопровые.
  • Копры (простые сухопутные).
5-й разряд

Бурильно-крановые самоходные машины с глубиной бурения свыше 6 м. Вибровдавливающие погружатели свай самоходные с двигателем мощностью свыше 73 кВт (100 л.с.).

  • Копры (универсальные, копры-краны, копры плавучие несамоходные).

6-й разряд

Бурильно-крановые самоходные машины с двигателем мощностью 100 - 180 л.с. при диаметре бурения свыше 400 до 1200 мм.

  • Копры (самоходные установки).

Требуется среднее профессиональное образование.

7-й разряд

Преимущества работы с АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров»

  • все программы обучения разработаны педагогами с учетом современных учебных и методических материалов с использованием новых технологий в обучении;
  • для Вас разработана удобная форма электронной библиотеки по учебному материалу курса;
  • стоимость прохождения обучения на машиниста бурильно-крановой самоходной машины существенно ниже, чем у других учебных центров;
  • обучение проходит в удобное для Вас время и в той форме, которая требуется для Вашей организации.

Что влечет за собой не прохождение повышения квалификации в срок более 5 лет?


Выпуск утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243
(в редакции: Приказов Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 679, от 30.04.2009 N 233)

Машинист машин для бурения скважин, забивки и погружения свай

Характеристика работ . Управление машинами различных типов, указанных в §§ 128 - 130, применяемыми для забивки и погружения свай при устройстве свайных оснований, шпунтовых ограждений, причальных ограждений, подпорных стенок и других аналогичных конструкций. Техническое обслуживание машин, проверка исправности систем и узлов. Выявление и устранение неисправностей в работе машин. Участие в планово-предупредительном ремонте. Заправка горючими и смазочными материалами.

Должен знать: устройство обслуживаемых машин, правила и инструкции по их эксплуатации; способы производства выполняемых работ и технические требования к качеству выполненных работ; нормы расхода горючих и смазочных материалов; сорта и свойства масел и топлива, их технологические характеристики, правила безопасного хранения.

§ 128. Машинист 5-го разряда

Бурильно-крановые самоходные машины с глубиной бурения до 6 м.

Вибровдавливающие погружатели свай самоходные с двигателем мощностью до 73 кВт (100 л.с.).

Вибропогружатели бескопровые.

Дизель-молоты бескопровые.

Копры (простые сухопутные).

§ 129. Машинист 6-го разряда

Бурильно-крановые самоходные машины с глубиной бурения свыше 6 м.

Вибровдавливающие погружатели свай самоходные с двигателем мощностью свыше 73 кВт (100 л.с.).

Копры (универсальные, копры-краны, копры плавучие несамоходные).

§ 130. Машинист 7-го разряда

Бурильно-крановые самоходные машины с двигателем мощностью 100 - 180 л.с. при диаметре бурения свыше 400 до 1200 мм.

Копры (самоходные установки).

Требуется среднее профессиональное образование.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Машинист машин для бурения скважин, забивки и погружения свай » служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция машиниста машин для бурения скважин, забивки и погружения свай, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см.

Ни одно строительство не обходится без свайных, бурильных или подъемных работ. И здесь на помощь приходит огромное количество специальной техники: краны, копры, бурильные установки. Однако большинство этих операций способна проделать всего одна универсальная машина – бурильно-крановая.

Устройство бурильно-крановой машины и суть работы оператора

Бурильно-крановая машина (БКМ) представляет собой механизм, смонтированный на базе трактора или грузового автомобиля.

Это по сути крановая стрела, соединенная гидросистемой с различным навесным оборудованием: механическим буром, отбойным молотом, копром и т.д.

Принцип действия бурильно-крановых машин в использовании мачтового механизма, на котором закреплен бур или иное навесное устройство. В нерабочем положении мачта за счет гидравлики опущена на платформу и закреплена. В таком состоянии агрегат готов к транспортировке. На месте работы мачта поднята, а весь механизм сохраняет устойчивость за счет выносных гидроопор.

Различают два вида бурильно-крановых машин:

    Поворотные с выносной стрелой. Отличаются более сложным устройством, но большей производительностью, поскольку способны сверлить сразу несколько лунок, не меняя положения за счет поворачивающейся платформы.

    Неповоротные . Все механизмы жестко закреплены на платформе. Как правило, монтируются на базе тракторов и отличаются меньшей мощностью.

Управлять бурильно-крановой машиной, учитывая специфику и разнообразие оборудования, может только специально обученный человек.

Такие специалисты востребованы везде, где проводятся строительно-монтажные работы: установка опор ЛЭП, вышек сотовой связи, возведение свайного поля, бурение скважин на воду, геологоразведочные операции и т.д.

Профессия машиниста предполагает частые командировки, чаще всего вахтовым методом.

Требования к машинистам бурильно-крановых машин

Как уже было сказано выше, бурильно-крановая машина – это универсальная техника, так что от машиниста тоже требуются очень широкие навыки, ведь он должен совмещать обязанности:

    Водителя (тракториста-машиниста);

    Крановщика;

    Бурильщика.

На первый план выходит профессионализм и мастерство в управлении техникой. Потребуются также навыки механика и слесаря, ведь именно машинист занимается обслуживанием бурильно-крановой машины в перерывах между работой. Он должен уметь грамотно обслужить все узлы и механизмы, а при необходимости своими силами устранить мелкие неисправности.

Какие права нужны на бурильно-крановую машину

Механик, который намерен работать на бурильно-крановой машине, должен в первую очередь озаботиться получением водительского удостоверения.

Если речь идет о грузовом автомобиле, то потребуется открыть категории C и C1 , сдав предварительный экзамен в ГИБДД.

В случае с тракторным шасси все несколько сложнее. Потребуется пройти курсы обучения машиниста-тракториста, сдать квалификационный экзамен в уполномоченном органе Гостехнадзора и открыть одну из категорий прав: C , D или E . В первых двух случаях речь идет о колесном шасси, во втором – о гусеничном.

Где выучиться на машиниста бурильно-крановой машины

Как было отмечено выше, в первую очередь машинисту бурильно-крановой машиной необходимо владеть водительским удостоверением соответствующей категории. Кроме того – обязательно наличие среднего специального образования в аналогичной сфере.

Чтобы получить право на работу с бурильно-крановой машиной, потребуется пройти профессиональное переобучение в любом из учебных центров СПО, сдать экзамен и получить соответствующее удостоверение.

Сроки обучения в учебных центрах варьируются от 72 до 120 академических часов. Примерно половину курса занимает теоретическая подготовка, остальное – практика работы на бурильно-крановых машинах.

Также раз в пять лет машинисту бурильно-крановой машины необходимо подтверждать свою квалификацию.

Квалификационные разряды машиниста бурильно-крановой машины по ЕТКС

После получения «корочек» об окончании курсов работнику присваивается общая квалификация «Машинист машин для бурения скважин, забивки и погружения свай». Она дает право на управление бурильно-крановыми устройствами, копрами, вибропогружателями и иной бурильной техникой.

Начальный квалификационный разряд – 5-ый . Всего их три. Изначально машинисту дается право управления бурильно-крановой машиной с глубиной бурения до 6 метров.

Машинист 6 разряда может управлять более мощной техникой с глубиной бурения до свыше 6 метров.

Машинист 7 разряда уже может работать с машинами мощностью 100 – 180 л.с. и диаметром бурения от 400 до 1200 мм.

Востребованность машинистов бурильно-крановой машины на рынке труда и средняя зарплата

Судя по вакансиям сайтов по поиску работы, машинисты БКМ представляют интерес для работодателей. Однако практически во всех случаях требуется опыт работы от одного года и квалификационный разряд не ниже 6-го.

Средняя заработная плата специалиста при этом колеблется в районе 35 – 40 тысяч рублей. В случае с вахтовой работой на севере она значительно выше – до 80 тысяч рублей.

Часто попадаются объявления с совмещением вакансий – машиниста БКМ и автоямобура. В этом случае целесообразно иметь сразу две специальности.

Плюсы и минусы работы машиниста бурильно-крановой машины

У специальности есть ряд несомненных преимуществ :

    достойная зарплата;

    официальное трудоустройство;

    работа на свежем воздухе;

      физически тяжелая и ответственная работа;

      высокие требования к квалификации и опыту;

      большой круг обязанностей и возможные вахты.

    Тарифно-квалификационные характеристики профессии «Машинист копра» требуются для определения видов работ, тарифной ставки и присвоения разрядов согласно Российской Федерации.

    На основе указанных характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция машиниста копра, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу.

    При составлении рабочих (должностных) инструкций необходимо учитывать общие положения и рекомендации по выпуску , если информации недостаточно, обратитесь к поиску профессии через по алфавиту.

    Машинист копра

    Характеристика работ . Управление машинами и механизмами, применяемыми при выполнении строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, в том числе применяемыми для забивки и погружения свай при устройстве свайных оснований, шпунтовых ограждений, причальных ограждений, подпорных стенок и других аналогичных конструкций. Техническое обслуживание машин, проверка исправности систем и узлов. Выявление и устранение неисправностей в работе машин. Участие в планово-предупредительном ремонте. Заправка горючими и смазочными материалами.

    Должен знать: устройство машин (механизмов), правила и инструкции по их эксплуатации, техническому обслуживанию и профилактическому ремонту; правила дорожного движения при работе с машинами на автоходу; способы производства работ при помощи соответствующих машин; технические требования к качеству выполняемых работ, материалов и элементов сооружений; нормы расхода горючих и смазочных материалов и электроэнергии; слесарное дело в объеме, предусмотренном для слесаря строительного, но на один разряд ниже разряда машиниста.

    1. 5-й разряд - копры (простые сухопутные)
    2. 6-й разряд - копры (универсальные, копры-краны, копры плавучие несамоходные)
    3. 7-й разряд - копры (самоходные установки)