Организация арендует у директора авто без экипажа.Для поездок на этом авто по договору ГПХ в качестве водителя приняли его супругу.Вопрос:При расчете налога на прибыль расходы, связанные с арендой автомобиля сотрудника, можно учесть в сумме фактических затрат (подп. 10 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом организация также вправе учесть в составе расходов: затраты на ГСМ (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ); как быть с мойкой авто если в чеке помимо мойки указаны "обезжиривание кузова" и "защитное восковое покрытие"

сообщаем следующее: Если услуги обезжиривания кузова и нанесения воскового покрытия выделены в чеке отдельной суммой, то безопаснее такие расходы в целях учета налога на прибыль не включать. Таким образом, услуги по мойке автомобиля Вы отнесете в расходы по налогу на прибыль на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, а расходы по обезжириванию кузова и нанесению защитного воскового покрытия в расходы по налогу на прибыль не включайте. Причина в том, что при проверке инспекторы могут посчитать, что производя мойку автомобиля, Организация вполне могла обойтись без дополнительных услуг. Раз так, то дополнительные услуги не являются экономически обоснованными. А значит, в расходы по налогу на прибыль их включать не следует.

Если услуги обезжиривания кузова и нанесения воскового покрытия входят в услугу «мойка автомобиля» и при этом отдельной строкой не выделены, то данную услугу можно учесть в расходах по налогу на прибыль в полном объеме (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ). В данном случае мойка автомобиля представляет собой единую услугу, а обезжиривание кузова и нанесение защитного покрытия являются отдельными этапами произведенных работ. Таким образом, отделить прочие услуги от услуги по мойке автомобиля не представляется возможным. Следовательно, мойка автомобиля – единая услуга, а этапы обезжиривания кузова и нанесения защитного покрытия позволяют реже обращаться на автомойку, что экономически выгодно.

Обратите внимание, в любом случае помимо экономического обоснования расходы должны быть документально подтверждены. При этом убедитесь, что в чеке помимо прочих реквизитов значатся марка и госномер обслуживаемого автомобиля.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

1. Статья: Памятка по безопасному учету расходов, связанных со служебным автомобилем

Как учесть другие регулярные расходы на транспорт

Есть еще несколько видов достаточно частых автозатрат. Во-первых, это мойка и стоянка. Во-вторых, это плата за шиномонтаж, а также покупка новых шин. В-третьих, это периодическое техобслуживание и техосмотр.

Объединяет все эти траты то, что каких-либо специальных требований к их учету нет. То, как отражать подобные издержки, мы описали в таблице ниже.

Что делать с дополнительными расходами на содержание транспорта

Вид затрат

Как учитывать при расчете налога на прибыль

Что делать с НДС

Мойка и стоянка

Учитывайте как прочие расходы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Как правило, такие услуги организации оплачивают через подотчетных работников. Так что у сотрудника должен быть на руках чек ККТ и желательно товарный чек. При этом убедитесь, что в бланке помимо прочих реквизитов значатся марка и госномер обслуживаемого автомобиля. Расходы подотчетников признавайте на дату утверждения авансового отчета. В то же время плату за штрафстоянку учесть нельзя. Ведь эти вынужденные траты возникли из-за того, что работник компании нарушил Правила дорожного движения. Значит, расход не может считаться обоснованным.*

Если исполнитель (продавец) на общем режиме, то налог поставьте к вычету по общим правилам. И проверьте, чтобы счет-фактура был оформлен по всем правилам. Если же мойка (парковка, автосервис) на «упрощенке» или является плательщиком ЕНВД, тогда и НДС вашей компании никто не предъявит*

Шиномонтаж и покупка новых шин, а также дисков для них

Плату за данные услуги также отнесите к прочим расходам в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 264 кодекса. Стоимость нового комплекта шин, а также дисков для них спишите как материальные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Либо включите в расходы на содержание и эксплуатацию служебного транспорта как прочие

Периодическое техническое обслуживание

Плату за техобслуживание отнесите на прочие расходы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 кодекса. Аналогичным образом учтите и стоимость тех деталей, которые пришлось заменить. Проходить техобслуживание нужно минимум раз в год. Или чаще, если у машины большой пробег. Подтвердят расходы заказ-наряд, акт выполненных работ и платежка либо кассовый чек

«Набор автомобилиста»

Стоимость аптечек, огнетушителей и знаков «аварийки» учитывайте в составе расходов на содержание служебного транспорта в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ

Техосмотр

Все расходы, связанные с техосмотром, списывают как прочие. Только пошлину в размере 300 руб. за талон вы учтете в том периоде, когда она начислена. А оплату за сами работы - уже в день, когда проходят техосмотр. Таковы требования пункта 7 статьи 272 кодекса. Сроки прохождения техосмотра для разных видов транспорта приведены в статье 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ

Если оператор не аккредитован в установленном порядке и у него есть договор с МВД России, то НДС можно поставить к вычету по общим правилам

2. Статья: Какие бумаги устроят инспекторов, если ваша компания арендует автомобили у граждан

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности . А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН . Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль , о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН . Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН . Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль , ни для расчета налога при УСН .

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Расходы Налог на прибыль УСН
1 Расходы на ГСМ Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
2 Расходы на технический осмотравтомобиля Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3 Расходы на ремонт автомобиля Учитываются
(пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)
Учитываются
(пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4 Расходы на мойку Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5 Расходы на услуги платной стоянки Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6 Расходы на страхование ОСАГО
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
(п. 2 ст. 263 НК РФ)
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
(п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7 Расходы на страхование КАСКО Учитываются
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8 Штрафы ГИБДД Не учитываются
(п. 2 ст. 270 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

7. Письма Минфина РФ

С документами финансового ведомства Вы можете ознакомиться на официальном http://mfportal.garant.ru/

С. Ю. Овчинникова, С. П. Родюшкин , эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В настоящее время в Москве рядом с платными парковками не всегда есть терминалы для оплаты. Многие водители для оплаты парковки используют online-приложение.
Работа сотрудника организации (общая система налогообложения), который пользуется услугами платных парковок, имеет разъездной характер, что зафиксировано в трудовом договоре. Сотрудник на служебном автомобиле, принадлежащем организации, совершает поездки в черте города в производственных целях. Средства для оплаты парковки списываются с личного мобильного счета работника.
Кроме скана работник может также представить в бухгалтерию распечатку документа с информацией о совершенном платеже, которая была получена на его электронную почту.
Каково документальное подтверждение затрат, понесенных работником на оплату парковок через мобильное приложение, в целях бухгалтерского и налогового учета?

Согласно статье 168.1 ТК РФ, работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками расходы. Размеры и порядок возмещения определяются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а также непосредственно трудовым договором.

Таким образом, если расходы, произведенные работником (в частности, оплата парковочного места), связаны с его служебными обязанностями, они подлежат возмещению работодателем.

Конституционный суд РФ в определениях от 05.03.2004 № 76-О и № 75-О указал, что возмещение затрат должно быть обусловлено реальными расходами работников. То есть работник должен подтвердить факт несения расходов документально.

Документальное подтверждение расходов, связанных со служебными поездками работника (возмещаемых организацией), необходимо также для признания таких расходов в целях бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) бухгалтерский учет ведется организациями на основании первичных учетных документов, которыми должны оформляться все факты хозяйственной жизни организации. Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Документальное подтверждение расходов является также одним из обязательных условий для их признания и в целях налогообложения прибыли. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. При этом, кроме документального подтверждения, расходы должны быть обоснованы и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В свою очередь, статьей 313 НК РФ определено, что первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) являются подтверждением данных налогового учета (см. также письма Минфина России от 03.03.2015 № 03-03-07/11015 , от 05.12.2014 № 03-03-06/1/62458 , от 14.04.2014 № 03-03-06/1/16775).

В судебных постановлениях судьи обращают внимание, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления налога необходимо исходить из того, подтверждают представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены. Об этом, в частности, говорится в постановлениях АС Уральского округа от 14.10.2015 № Ф09-6682/15 по делу № А76-938/2015 , АС Северо-Кавказского округа от 12.11.2014 № Ф08-7996/14 по делу № А32-1934/2012 , АС Поволжского округа от 30.05.2014 № Ф06-5761/13 по делу № А55-14253/2013.

В целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного автомобильного транспорта. Заметим, что данная норма не содержит конкретного перечня расходов на содержание служебного транспорта и требований об их нормировании.

Исходя из этого, любые расходы, связанные с содержанием служебного транспорта и соответствующие критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К расходам на содержание служебного транспорта организация вправе отнести возмещаемые работнику затраты на оплату парковки служебного автомобиля при условии их документального подтверждения (письмо Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/1/404). В приведенном письме чиновники указывают, что в целях налогообложения прибыли расход по оплате услуг автостоянки, подтвержденный квитанцией за парковку либо кассовым чеком, является подтвержденным (см. также письма Минфина России от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1 , УФНС по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007).

Согласно пункту 12 Правил об оказании услуг автостоянок (утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795), при кратковременной (разовой) постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более суток) договор оформляется путем выдачи потребителю соответствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т. п.) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства. Копия указанного документа остается у исполнителя.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и ИП, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее – БСО).

Порядок утверждения форм БСО, приравненных к кассовым чекам, установлен в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

В соответствии с пунктом 6 Положения о БСО приказом Министерства транспорта РФ от 24.06.2014 № 166 (далее – Приказ № 166) утверждены формы бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе, которые являются документами строгой отчетности и применяются для осуществления организациями, ИП наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

Соответственно, с 31 августа 2014 года при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе организации и ИП могут выдавать покупателям услуг (населению) БСО, утвержденные Приказом № 166. Такой БСО (парковочный чек) может служить документом, подтверждающим расходы работника на оплату парковочного места для служебного автомобиля.

В настоящее время существуют разные способы оплаты парковки, например:

  • наличными денежными средствами непосредственно в кассу парковки;
  • через паркомат (автомат для повременной оплаты парковочного места) наличными либо банковской (парковочной) картой;
  • посредством использования мобильных приложений (при этом деньги списываются со счета мобильного телефона либо с виртуального парковочного счета, баланс которого пополняется с помощью банковской карты, электронного кошелька, через терминалы, в салонах связи, скретч-картой).

При оплате парковки с помощью паркомата у плательщика есть возможность получить документ об оплате в виде БСО установленной формы (парковочный чек). Он содержит следующие данные:

  • серия и номер чека;
  • ФИО плательщика;
  • зона парковки и адрес паркомата;
  • государственный регистрационный знак транспортного средства;
  • время начала и окончания парковки;
  • размер платы за один час парковки;
  • номер платежной карты или сумму внесенных наличных денежных средств;
  • дата и время формирования документа.

Как мы поняли из вопроса, работник при отсутствии на территории платной парковки паркомата производит оплату с помощью мобильного приложения, используя личный номер мобильного телефона. В качестве подтверждения своих расходов он может предоставить скан либо распечатку полученного на электронную почту документа, содержащего информацию о ФИО плательщика, госномере автомобиля и данных платежной карты.

Отметим, что формально Налоговый кодекс РФ не предусматривает признания расходов на основании копий первичных документов. По мнению налоговых органов, сканированные либо сделанные иным способом копии первичных документов не являются оправдательными документами, достаточными для признания расходов в целях налогообложения прибыли (письмо УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 № 20-12/05968).

Поэтому полагаем, что документ в виде копии может быть принят к учету только при условии заверения исполнителем соответствия этой копии оригиналу в установленном действующим законодательством порядке (письма Минфина России от 11.07.2008 № 03-03-06/2/77 , УФНС России по г. Москве от 02.02.2009 № 08-19/008020).

По нашему мнению, признание расходов на оплату парковки при отсутствии оригинала платежного документа с большой долей вероятности может привести к спорам с представителями налогового органа.

Безопаснее всего для организации подтверждать расходы на оплату парковки служебного автомобиля парковочным чеком, утвержденным Приказом № 166.

Однако если все же оплата парковки через паркомат по тем или иным причинам оказалась невозможна и парковочное место было оплачено через мобильное приложение (отправкой СМС-сообщения), полагаем, что для подтверждения расхода сотруднику можно попытаться получить дополнительные оправдательные документы. Например, он может запросить у оператора сотовой связи детализацию счета мобильного телефона, заверенную печатью и подписью ответственного лица. При этом если работник при оплате парковки пользуется личным номером телефона, необходимо подтвердить принадлежность SIM-карт конкретному лицу.

Также в данной ситуации можно попросить организацию, оказавшую услуги парковки, прислать оригинал квитанции (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 03-03-05/18). Хотя, конечно, такие действия усложняют подтверждение работником расходов, понесенных им в связи с исполнением служебных обязанностей.

Кроме того, косвенно могут подтвердить расходы такие документы, как:

  • приказ (распоряжение) руководителя либо иной внутренний документ, закрепляющий способ оплаты парковки работниками и виды документов, которыми должен быть подтвержден расход на парковку;
  • путевые (маршрутные) листы, разъездные ведомости, журналы учета поездок, в которых виден маршрут следования непосредственно в районы города, где расположена парковка.

[О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТА]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Расходы на содержание служебного транспорта, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

В составе расходов на содержание служебного транспорта можно учесть в том числе расходы, связанные с оплатой мойки служебных автомобилей.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена статьей 313 Кодекса, согласно которой основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  2. аналитические регистры налогового учета;
  3. расчет налоговой базы.
Согласно положениям пункта 1 статьи 11 Кодекса, понятие “первичные учетные документы” следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В соответствии со статьей 9 “Первичные учетные документы” Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные учетные документы, составленные с учетом вышеизложенных требований, являются подтверждающими документами для налогового учета.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев

Комментарий

Автомобиль есть сегодня практически у каждой фирмы. А значит, вопросы учета расходов на содержание и эксплуатацию автотранспорта являются актуальными всегда.

Расходы на содержание автомобиля...

Купив автомобиль, фирма вынуждена нести немалые расходы в будущем. Львиную их долю будут составлять затраты на покупку горюче-смазочных материалов (ГСМ). Кроме того, как и любая техника, автомобиль нуждается в ремонте. Причем необходимость в нем может возникнуть внезапно (например, в результате аварии), а сами ремонтные работы оказаться весьма дорогими. С определенной периодичностью фирме придется оплачивать расходы на техосмотр. Ведь эксплуатировать автомобили, которые его не прошли, запрещено. Машину необходимо где-то хранить. Если у фирмы нет собственного гаража, появятся и затраты по его аренде. Другой выход из положения – оплачивать услуги охраняемой автостоянки. Ну и, конечно, как справедливо отмечено в письме, одной из составляющих затрат на содержание транспорта являются расходы на его мойку. Рассмотрим порядок налогового учета таких затрат подробнее.

...и их налоговый учет

При расчете налога на прибыль включать в расходы можно лишь документально подтвержденные и экономически оправданные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как выполнить это условие? Ответ на данный вопрос будет зависеть от вида затрат на содержание и эксплуатацию служебного транспорта.

Мойка автомобиля

Затраты на мойку служебных автомобилей можно учесть при расчете налога на прибыль как расходы на содержание транспорта. Экономическая обоснованность данных трат сомнений не вызывает. По поводу же их документального подтверждения финансисты в опубликованном письме не сказали ничего конкретного. Они лишь напомнили, что такие расходы подтверждают первичные документы, которые составлены по унифицированным формам или содержат все обязательные реквизиты. Перечень этих реквизитов есть в пункте 2 статьи 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Если расходы были оплачены по безналу, то проблем с их документальным подтверждением не будет. Ведь в таком случае на руках у бухгалтера фирмы будет акт об оказании услуг и счет-фактура.

Однако за мойку автомобиля водитель обычно платит наличными. Для этого ему выдают деньги под отчет. В такой ситуации документальным подтверждением будут авансовый отчет водителя и оправдательные документы, например кассовый чек, который подтверждает оплату услуг по мойке. Если в чеке не будет наименования приобретенной услуги, то потребуется документ, который бы подтвердил, что автомобиль был вымыт. Однако, по мнению столичных налоговых специалистов, этого недостаточно. Чтобы подтвердить расходы по мойке автомобиля, в чеке, помимо прочего, должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер машины, которая была обслужена (письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007).

Расходы на ГСМ

Наиболее значительная статья затрат по содержанию и эксплуатации транспорта – расходы на покупку топлива и ГСМ. Их фирмы учитывают в составе прочих расходов, связанных с содержанием транспорта.

Фирма может покупать ГСМ как за наличный расчет, так и в безналичном порядке. Если ГСМ куплены за наличные, то водителю следует сдать в бухгалтерию авансовый отчет и кассовый чек. Чек должен, в частности, содержать информацию о сумме покупки и сведения о марке и количестве отпущенных нефтепродуктов (п. 35 раздела 3 приложения 3 к письму ГМЭК России от 28.11.94 № АО-7-272). Если же в кассовом чеке такой информации нет, то к нему должен быть приложен товарный чек с указанием цены и вида топлива.

При безналичном расчете фирма приобретает талоны или топливные карты на бензин. Они являются эквивалентом приобретенного топлива. Уже после оплаты талонов (карты) оно считается собственностью фирмы и находится на ответственном хранении у АЗС. Фирма-покупатель выдает талоны и топливные карты водителям, по которым последние и заправляют автомобили. При этом ежемесячно фирма получает акт о фактически отпущенном количестве топлива.

Независимо от способа оплаты для документального подтверждения расходов на ГСМ потребуется еще и путевой лист. Именно он позволяет определить, сколько горючего было фактически израсходовано, в то время как кассовые чеки, талоны, карты подтверждают лишь количество приобретенных ГСМ. Формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Однако они обязательны только для автотранспортных организаций. Все остальные фирмы вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. Главное, чтобы он содержал все необходимые реквизиты первичного документа. Такие разъяснения дает Минфин России в письмах от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129. Составлять путевые листы можно даже раз в месяц, если они позволяют судить об обоснованности списанных расходов. Поэтому в документе обязательно необходимо указывать маршрут передвижения машины. Если такой информации не будет, инспекторы могут посчитать расходы на ГСМ необоснованными.

Обратите внимание: Налоговый кодекс нормировать расходы на топливо не требует. Однако финансисты при решении вопроса об обоснованности затрат на горючее предлагают руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Минтрансом России 29.04.2003 (руководящий документ № Р3112194-0366-03). А в отношении автомобилей, для которых нет нормативов, – данными технической документации (письмо Минфина России от 04.05.2005 № 03-03-01-04/1/223). Если фактический расход бензина существенно отличается от установленных норм, фирме можно предложить для обоснования затрат произвести контрольные замеры. Полученные значения следует утвердить приказом директора в качестве нормативов.

Оплата автостоянки

Если фирма арендует для своего автомобиля гараж (отдельный бокс в гараже), то сумму арендной платы она будет включать в состав прочих расходов. Проблем с документальным подтверждением таких расходов быть не должно. Специалисты ФНС России в письме от 05.09.2005 № 02-1-07/81 указали, что акты оказания услуг для этого необязательны. Ведь сам договор аренды и подписанный акт приема-передачи гаража уже свидетельствуют о том, что услуга по аренде оказывается. Однако Минфин России считает иначе. По мнению финансистов, такие акты должны быть (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-03-04/1/505. Обратите внимание: договор аренды здания (сооружения) или нежилого помещения, заключенный на год и более, подлежит обязательной регистрации.

Часто фирмы предпочитают оставлять автомобиль на платной стоянке. Такие расходы тоже считаются связанными с содержанием транспорта. Услуги автостоянки фирма оплачивает, как правило, наличными через водителя. Какие бумаги он должен приложить к авансовому отчету, чтобы расходы считались документально подтвержденными? По мнению финансистов, в этой роли может выступать кассовый чек или бланк строгой отчетности (письмо Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/ 1/404). Речь в данном случае идет о квитанции за парковку. Ее форма утверждена письмом Минфина России от 24.02.94 № 16-38.

Обратите внимание : этот бланк нельзя использовать после 1 января 2007 года. Причем, если новый документ Минфин так и не утвердит, со следующего года все автостоянки должны будут при расчетах наличными применять ККТ.

Каких-либо требований к содержанию кассового чека и бланка строгой отчетности финансисты в упомянутом письме не предъявили. Но, учитывая, что в квитанции за парковку указываются сведения о марке и номерном знаке автомобиля, можно предположить, что инспекторы захотят увидеть такую же информацию и в чеке за парковку.

Еще одно требование инспекторов, к которому нужно быть готовым при документальном подтверждении затрат на автостоянку. Статья 887 Гражданского кодекса и Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795, предусматривают заключение договора хранения машины в письменной форме. Но в то же время это требование считается выполненным при выдаче стоянкой квитанции, расписки или другого документа, который подтверждает получение имущества.

Техосмотр

Все автомобили должны проходить техосмотр. Причем с определенной периодичностью. Так, например, легковые автомобили, с года выпуска которых не прошло семи лет, должны проходить техосмотр каждые два года. Более же старый транспорт необходимо отправлять на осмотр ежегодно.

Владелец автомобиля должен оплатить проведение осмотра. Размер платы определяют власти региона. Кроме того, необходимо перечислить госпошлину за выдачу техталона в сумме 30 рублей. Она является федеральным налогом, поэтому организация может учесть пошлину в составе расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Плата за проведение техосмотра считается прочими расходами, связанными с содержанием автомобиля.

Ремонт

Владельцу автомобиля не обойтись без расходов на ремонт. Проводить его организация может как собственными силами, так и в автомастерской. В налоговом учете данные расходы списывают в том периоде, когда они фактически возникли. Однако это может быть невыгодно фирме, если ремонт дорогостоящий.

Для равномерного списания подобных затрат можно создавать резерв под предстоящий ремонт. Сумму резерва на конкретный год фирма должна определять, исходя из первоначальной стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию, на начало года, и самостоятельно рассчитанных нормативов отчислений (п. 2 ст. 324 НК РФ). Последние зависят от предполагаемой периодичности проведения ремонта и его предполагаемой сметной стоимости. Отчисления в резервный фонд будут уменьшать налоговую базу равномерно в течение всего года. Ремонтные расходы фирма станет покрывать за счет резерва.

Если по итогам года окажется, что средств фонда недостаточно, сумму превышения можно включить в состав прочих расходов. А вот неизрасходованный остаток резервного фонда необходимо в конце года включить в состав внереализационных доходов.

Резерв на оплату ремонта фирма может создавать как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Причем в бухучете лучше всего делать это по тем правилам, которые установлены Налоговым кодексом. В таком случае расхождений между данными двух учетов у вас не будет.

Аудитор Е.О. Яблочкина

При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. Еще в 2013 г. чиновники Минфина России изменили свою точку зрения, что при расчете налога на прибыль расходы на горюче-смазочные материалы учитываются в пределах норм, установленных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Теперь, по их мнению, чтобы признать в налоговых расходах стоимость купленных горюче-смазочных материалов, компании не обязательно руководствоваться нормами Минтранса России. Столь благоприятный вывод чиновники обнародовали в письме от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097. Стоимость горючего можно списать на основании подпункта 11 п.1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в составе расходов на содержание служебного транспорта. Причем такие затраты не являются нормируемыми. Тут главное - придерживаться общих правил гл.25 Налогового кодекса РФ. А именно: расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены «первичкой». Следовать ли нормам, утвержденным Минтрансом России, решать уже компании. Если водители вашей организации предъявляют документы, подтверждающие покупку ГСМ (например, путевые листы и чеки ККТ), то потраченные ими суммы вы без проблем можете отнести на расходы. Естественно, при условии что работник сдал еще и авансовый отчет. Напомним: этот документ можно оформлять как по унифицированной форме № АО-1, так и в произвольном виде.

Не всегда для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение топлива можно квалифицировать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Например, затраты на покупку топлива для техники и грузовых автомобилей, используемых в организациях для обеспечения производственного процесса, являются материальными расходами (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они могут быть отнесены как к прямым, так и к косвенным расходам. Свой выбор с учетом положений статей 318-319 Кодекса налогоплательщику следует зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения

Расходы на страхование основных средств

В подпункте 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указаны расходы на страхование работников, имущества и ответственности, но только если это страхование является обязательным по закону. Согласно российскому законодательству обязательным является только страхование гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО). Значит, в налоговой базе разрешено отражать затраты лишь на этот вид страхования. Если страховка оплачена сразу на год вперед, учесть всю сумму в расходах единовременно не получится. Дело в том, что для подобного случая п. 6 статьи 272 Налогового кодекса предусматривает специальное правило: расходы на страхование признаются равномерно в течение срока действия страховки (пропорционально количеству календарных дней действия договора страхования в отчетном периоде).

Если этого не учесть и списать всю сумму страховки сразу, расходы в налоговом учете будут завышены. И, как следствие, занижена налогооблагаемая прибыль. Если такой факт обнаружится во время проверки, штрафов и пеней не избежать.

Расходы на ремонт служебного автомобиля и технический осмотр

Расходы на ремонт учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты).

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Перед прохождением техосмотра владельцы транспортных средств должны уплатить госпошлину, которая является обязательным сбором (ст. 333.16 НК РФ). Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ налоги и сборы отражаются в расходах сразу после их перечисления в бюджет. Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, платежное поручение. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на GPS-навигаторы

На практике у бухгалтеров часто возникают вопросы: по каким правилам учитывать при расчете налога на прибыль расходы на приобретение GPS-навигаторов и можно ли вообще это сделать? Имеет ли компания право списать затраты единовременно?

Учесть эти расходы можно, если вам удастся подтвердить их экономическую обоснованность. Например, если вы доставляете грузы заказчикам, то тут выгода очевидна. Ведь применение навигаторов позволяет сократить как время доставки, так и расходы топлива.

Обратите внимание на такой момент: расходы на покупку навигатора первоначальную стоимость автомобилей не увеличивают. Это не затраты на модернизацию или дооборудование. Ведь объект не меняет своего назначения и новых качеств у него не появляется (п. 2 ст. 257 НК РФ). Автомобиль так и остается автомобилем.

В настоящее время амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью без учета НДС более 40 000 руб. Как правило, навигаторы стоят дешевле. Поэтому их стоимость можно учесть единовременно на основании пп 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Если же цена навигаторов выше, их придется амортизировать. А в течение какого срока? Прямо в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 они не названы. Но в этом документе упомянуты средства радиолокации и радионавигации. Срок их амортизации - свыше пяти и до семи лет включительно, это четвертая группа. По мнению автора, к ней можно отнести и навигаторы. Другой вариант - установить срок амортизации, сославшись на данные изготовителя.

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются для расчета налога на прибыль.

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Помыли автомобиль - не забудьте указать в документах его марку и номер

Как уже отмечалось, Минфин России подтвердил, что расходы на мойку служебного автомобиля экономически обоснованы. Но признать их в налоговом учете можно, если в подтверждающих документах указаны марка и государственный регистрационный номер. Информация о марке и государственном регистрационном номере автомобиля обычно отражается в акте об оказании услуг по мойке автомобиля. Акт вместе с платежными документами на оплату данных услуг является документальным подтверждением соответствующих расходов.

Мойку служебного автомобиля, как правило, оплачивает водитель наличными денежными средствами, полученными под отчет. Вместе с остальными документами подтверждает эти расходы и авансовый отчет.

Если акт не заполняется, документом, подтверждающим факт оказания услуг в отношении служебного автомобиля, служит товарный чек, в котором указаны марка и государственный регистрационный номер машины.

Расходы на оплату парковки автомобиля

Выполняя служебные задания, водителям приходится пользоваться услугами городских платных парковок. Водители грузовых автомобилей, осуществляющие междугородние перевозки товаров, как правило, останавливаются на платных автостоянках. Расходы за парковку также рассматриваются как затраты, связанные с содержанием служебного транспорта, и признаются на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Рассмотрим, какие документы помогут обосновать подобные расходы. Обычно парковку автомобиля водитель оплачивает наличными. В бухгалтерию он передает авансовый отчет и документ, подтверждающий оплату парковки. Таким документом является кассовый чек или квитанция за парковку автомобилей.

По общему правилу наличные денежные расчеты ведутся с применением контрольно-кассовой техники. Автостоянки, использующие ККТ, обязаны выдавать водителю кассовый чек, который служит подтверждением оплаты парковки или стоянки.

По аналогии с расходами на мойку автомобиля рекомендуем к кассовому чеку приложить еще и товарный чек, в котором указаны марка и государственный регистрационный номер машины. Он будет служить подтверждением того, что услуга оказана именно в отношении служебного транспорта. Квитанция за парковку автомобилей - это бланк строгой отчетности, который заменяет кассовый чек.