Всем нам хочется выделиться во всё увеличивающейся стремительными темпами толпе автомобилей и автомобилистов - кто-то для этого покупает дорогую и красивую машину (а, может и не дорогую), а кто-то выделяется более по средствам. К сожалению, такие "понты " не всегда законны: , тонировка , занижение автомобиля - всё это далеко не всегда делается в (законную) меру и остаётся тем самым безопасным для такого изначально опасного процесса, как дорожное движение.

А что насчёт наказания за прямоточный глушитель, установленный на автомобиле, на котором изначально стоял тихий заводской глушитель - какой штраф налагается за так называемый "прямоток"?

Какой штраф за глушитель-"прямоток"?

Многие из Вас знают, что одна из самых распространённых статей КоАП, по которой наказывают нарушениях в духе, аналогичном установке глушителя-"прямотока" - это 12.5.1, которая предусматривает предупреждение или штраф в размере 500 рублей за внесение изменений в конструкцию машины, не предусмотренную заводом-изготовителем. Данная статья подходит и здесь, и вменяется она за нарушение пункта 7.18 Перечня неисправностей из ПДД:

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством РФ.

Однако, в данном случае есть более частное наказание не совсем за установку глушителя-"прямотока", а за превышение установленных норм шума, а именно, статья 8.23, которая предусматривает такое же наказание, но за другое деяние. Давайте ознакомимся с ней:

Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.

Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств , у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума , производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Какие нормы шума должны быть у "прямотока" и как их определяют?

Вполне логично вытекающий вопрос: кто же устанавливает и каким образом, что уровень шума из нашего "прямотока" превышен, и какова норма шума. Ответ на данный вопрос нам даёт Технический регламент Таможенного Союза 018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств" (в феврале 2015 года заменивший собой просто "Технический регламент о безопасности колёсных ТС") в пункте 9.9:

Здесь остаётся лишь разъяснить, что:

  • категория M1, N1 и L - это легковые автомобили, имеющие не более 8 мест для сиденья, грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн, мотоциклы/мопеды/квадроциклы и т.п. соответственно;
  • категория M2 и N2 - это автомобили с более чем 8 местами для сиденья (кроме водителя), но максимальная масса которых не превышает 5 тонн, и грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой от 3,5 до 12 тонн соответственно;
  • категория M3 и N3 - это полноценные автобусы и грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой более 12 тонн (фуры, большинство самосвалов и т.п.).

А определяет такой уровень шума и накладывает штраф за глушитель-"прямоток" инспектор ДПС со специальным прибором - шумомером, который и устанавливает наличие превышения этих норм шума. При этом, инспектору в принципе без разницы, установлен у Вас прямоточный глушитель или заводской.


Шумомер инспектора ДПС с зафиксированным повышенным показанием уровня шума из глушителя

Могут ли наказать за "прямоток" по двум статьям сразу?

Ах да, существует ещё одна интересная статья в КоАП - 4.4, пункт 2 которой говорит нам следующее:

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Тем не менее, данная статья в данном случае не применима, так как оба вышеперечисленных нарушения (ПДД и ТР ТС) вытекают из разных действия:

  1. По 8.23 КоАП автолюбитель привлекается конкретно за эксплуатацию машины с превышением уровня шумов (т.е. за управление и тому подобное).
  2. По 12.5.1 КоАП водитель (или собственник) привлекается именно за внесение изменений в конструкцию автомобиля без разрешения надзорного органа - ГИБДД.

Таким образом, мы видим, что штраф за глушитель-"прямоток" может составлять от предупреждения плюс штрафа в размере 500 рублей, либо двух штрафов по 500 рублей (двух предупреждений на практике вынесено быть не может). И не забываем, что в последнее время в некоторых регионах нашей страны в моду среди сотрудников ГИБДД входит выписывание требований или предписаний на устранение (прекращение) нарушения.

Желание выделиться из общей толпы толкает автомобилистов на необдуманные действия. В бесконечной погоне за модными тенденциями, они решаются переделывать авто по своему усмотрению, тем самым делая изначально рискованный процесс дорожного движения еще более опасным.
Ксенон, занижение и тонировка автомобиля — в отношении закона все эти манипуляции имеют довольно размытые границы. То же касается и замены тихого заводского глушителя на его прямоточный аналог.
О том, какое наказание положено за установку прямоточного глушителя, рассказывают компетентные мастера СТО “Евросервис СПб” — специализируется на ремонте и тюнинге глушителей.

Суть наказания за глушитель-прямоток
Внесение каких-либо модификаций в конструкцию машины, которые изначально не были предусмотрены заводом-производителем или разрешены ГИБДД, попадает под положения статей КоАП под номерами 12.5.1 и 7.18. Как и большинство подобных нарушений, установка глушителя-прямотока предусматривает предостережение или взыскание административного штрафа в размере 500 рублей. Кроме того, прямоточный глушитель может стать причиной превышения общепринятых норм шума. В этом случае суть наказания останется прежней, а вот статья изменится на номер 8.23. Она предусматривает нарушение нормативов шумового порога при использовании механических транспортных средств, к которым относятся воздушные и морские суда, автомобили, мотоциклы и прочие.

Допустимый уровень шума глушителя-прямотока
О максимально допустимых нормах шума можно узнать из Технического регламента о безопасности колёсных ТС, в пункте 9.9 которого приведены категории транспорта и уровень звука в децибелах.
Так, для категорий M1, L и N1 предусмотрен максимальный шумовой порог в 96 дБ. Это ограничение касается мотоциклов, мопедов, квадроциклов, легковых автомобилей, которые имеют до 8 пассажирских сидений, и грузового автотранспорта с максимально разрешённой массой до 3,5 тонн.
Допустимый уровень звука для категорий N2 и M2 составляет 98 дБ. Сюда относятся грузовые автомобили массой 3,5-12 тонн, и автотранспорт массой до 5 тонн, у которого более 8 пассажирских мест.
Категориям N3 и M3 разрешен максимальный звуковой порог в 100 дБ. Речь идет о полноценных автобусах, фурах, самосвалах и грузовиках массой более 12 тонн.
За определение нарушений нормативов с последующим наложением положенных штрафов отвечает инспектор ДПС. В его распоряжении имеется шумомер — чувствительный прибор, который остро реагирует на превышение допустимого уровня звука прямоточными и заводскими глушителями.

Вероятность наказания за установку прямоточного глушителя по 2 статьям

В КоАП существует статья 4.4, согласно второму пункту которой судья или должностное лицо обязано назначить более высокое административное наказание лицу, совершившему правонарушение, попадающее сразу под несколько статей. Однако, в случае с глушителем-прямотоком, эта статья не применяется, потому что оба нарушения следуют из разных действий:
1. по статье 12.5.1 представители закона имеют дело с водителем, который заменил заводской глушитель на прямоточный, тем самым внеся изменения в конструкцию авто без соответствующего разрешения ГИБДД.
2. по статье 8.23 автомобилист привлекается только за эксплуатацию транспорта с превышением допустимого уровня шумов.
Таким образом, штраф за глушитель-прямоток варьируется от вынесения предупреждения с последующим наложением штрафа в 500 рублей до предписания требования на скорейшее устранение нарушения.

Прямоточный глушитель - один из модных тюнинговых элементов, который не только улучшает внешний вид машины, но и позволяет повысить ее мощность (по крайней мере, так считают владельцы этих авто). Если вы решили пойти таким путем при усовершенствовании своего автомобиля, тогда вам должно быть интересно, какой штраф за прямоток в 2018 году может быть выписан. При этом, административная ответственность за такое нарушение наступает не по одной статье КоАП РФ, а по двум.

Самовольное переоборудование авто

Установка любого дополнительного оборудования и внесение изменений в конструкцию автомобиля может выполняться только после оценки возможности дальнейшей безопасной эксплуатации автомобиля. Все такие изменения должны регистрироваться в ГИБДД.

Учитывая то, что вам вряд ли удастся документально оформить установку прямоточного глушителя, будьте готовы понести наказание по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая гласит:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Самовольное переоборудование транспортного средства также относится к неисправностям, в связи с которыми выезд на дорогу запрещен. Об этом гласит пункт 7.18 Перечня неисправностей в Приложении к ПДД:

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

В первый раз обычно нарушитель может отделаться предупреждением, но при условии демонтажа нестандартного оборудования.

Высокий шум и увеличенная концентрация вредных веществ в выхлопных газах

Данные показатели регламентируются Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств. В Приложении 3 к данному документу в частности указаны максимально допустимый уровень звукового воздействия, а также предельные концентрации вредных веществ в выхлопных газах. Рекомендуем обратить внимание на пункты 2 и 3 этого Приложения. Так, для категорий M1 и N1 (большинство легкового автотранспорта попадают под эти категории, предельный уровень шума составляет 79 дБ.

Учитывая то, что поддержать такие показатели при установке прямотока не выйдет, придется заплатить штраф за громкий выхлоп в 2018 году. Основанием для этого станет статья 8.23 КоАП РФ:

Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Как видите, при установке одного-единственного конструктивного элемента, вы нарушаете сразу две совершенно разных статьи Кодекса. Сложившаяся практика самостоятельной защиты своих интересов по подобным административным правонарушениям показа, что в 90% случаев добиться положительного результата не удается. Тем более, нарушение кажется очевидным в большинстве случаев.

Получить необходимое решение суда об отмене постановления о наложении штрафа можно, обратившись к профессиональному автоюристу, имеющему практику по подобным делам. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться такой возможностью. Только специалист способен оценить все нюансы ситуации и выбрать единственную правильную линию защиты при представлении ваших интересов.

Депутаты Госдумы хотят ввести штраф 10 тыс. руб. для владельцев чрезмерно шумных мотоциклов. Байкеров нужно жестко штрафовать, считают парламентарии, поскольку они не дают жителям спать по ночам. Эксперты говорят, что на практике заниматься отловом нарушителей будет крайне сложно. Сами байкеры заявляют, что шум позволяет им оставаться заметными в потоке и сохранить таким образом себе жизнь.


Поправки к КоАП готовит зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак («Справедливая Россия»). Сегодня владелец слишком шумного мотоцикла может быть оштрафован на 500 руб. по одной из двух статей КоАП. Это может быть «неисправность системы выпуска отработавших газов», при которой запрещена эксплуатация автомобиля или мотоцикла (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ), или эксплуатация транспортных средств с превышением нормативов уровня шума (ст. 8.23 КоАП РФ). Господин Брячак хочет увеличить штраф до 10 тыс. руб., введя эвакуацию мотоциклов нарушителей на штрафстоянку.

«Начался мотосезон, и уже сейчас видно, что мотоциклисты злоупотребляют нарушениями экологических норм, в частности звуковых, устанавливая прямотоки (запрещенные прямоточные глушители.- “Ъ” ),- заявил господин Брячак.- Эти звуки создают проблемы для людей, которые нуждаются в отдыхе. Здесь нужны санкции». Депутат напомнил “Ъ” про инцидент, происшедший в июле 2015 года, когда красноярский пенсионер выстрелил в байкера из охотничьего ружья за чрезмерный шум от мотоцикла. «Чтобы избежать таких ситуаций, в мае внесем поправки в КоАП, а в июне примем их, чтобы летом люди могли спокойно отдыхать»,- заявил “Ъ” господин Брячак. По его словам, новые санкции коснутся также и владельцев слишком громких автомобилей, но 98% шума все же приходится как раз на мотоциклистов.

Идея наладить контроль за чрезмерно шумными мотоциклами обсуждается властями давно. Региональные УГИБДД по жалобам местных жителей регулярно проводят спецрейды по отлову гонщиков на автомобилях и мотоциклах. В 2015 году глава департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский предложил ввести «специальную круглосуточную шумовую службу при ГИБДД» для контроля байкеров.

Как пояснил “Ъ” заместитель гендиректора ФГУП НАМИ Денис Загарин, допустимые в РФ уровни шума для мотоциклов определены нормами ООН: они не могут превышать 73–77 Дб в зависимости от соотношения массы/мощности мотоцикла. «Прямотоки или их разновидности определить на дороге несложно,- говорит он.- Никаких специальных навыков от инспектора не требуется, потому что, как правило, речь идет о запредельном шуме, который может достигать 100 Дб в режиме разгона». Выявить чрезмерный шум можно с помощью бытового шумомера, а установку прямоточного глушителя определить визуально, говорит он: такое изменение конструкции мотоцикла уже сейчас считается незаконным.

В «Единой России» к идее господина Брячака отнеслись скептически. «Увеличение санкций, может быть, и требуется, но штраф должен быть соразмерен содеянному,- говорит депутат Вячеслав Лысаков.- У нас сегодня за повторный проезд на красный свет штраф 5 тыс. руб., а это гораздо более опасное нарушение. Но дело тут даже не в штрафе, а в неотвратимости наказания - будет ли ГИБДД работать на пресечение действий таких нарушителей?» Получить комментарий от УГИБДД по Москве “Ъ” не удалось.

«Громкий звук мотоцикла - это способ для байкера остаться живым, поскольку шум делает его более заметным в потоке,- говорит президент мотоклуба 77RUS Евгений Вдовенко.- Если депутаты берутся за мотоциклы, почему тогда не регулируются другие источники шума, например, газонокосилки?» Он отметил, что «в любой социальной группе есть не очень культурные люди», будь то мотоциклисты, автовладельцы или музыканты. «Нормальные байкеры прямоточных глушителей не ставят,- говорит он.- А хулиганам штрафы побоку, они купят мопед за 20 тыс. руб., снимут глушитель и будут гонять без документов, никто их даже не поймает».

О планах правительства Москвы создать службу по борьбе с шумовой загрязненностью города обрела быстрое продолжение. Зампред Государственной Думы по транспорту Михаил Брячак готовит поправки 2016 года в КоАП, согласно которым владельцам слишком шумных мотоциклов будет грозить штраф в размере 10 000 рублей .

Начался мотосезон, и уже сейчас видно, что мотоциклисты злоупотребляют нарушениями экологических норм, в частности звуковых, устанавливая прямотоки
Михаил Брячак - член партии «Справедливая Россия»

В настоящий момент штраф за превышение уровня допустимого шума или неисправность системы выпуска отработавших газов, согласно статьям 8.23 КоАП РФ и ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, составляет 500 рублей. Кроме того, Брячак хочет дополнить статьи пунктом об эвакуации черезчур громких мотоциклов на штрафстоянку.

Данные поправки депутат готов внести уже в мае. По его словам, это поможет спокойнее отдыхать людям в сезон отпусков. Также депутат напомнил об инциденте, имевшем место в 2015 году, когда пенсионер из Красноярска выстрелил из охотничьего ружья в 22-летнего мотоциклиста, из-за того, что байкер передвигался по городу без глушителя. Подобные поправки к законодательству позволят избежать таких ситуации в дальнейшем, полагает Брячак.

Согласно действующим законодательным нормам, в России допустимый уровень шума для мотоциклов не может превышать 77 дБ.

Реально громкий выхлоп

Стоит отметить что тема громкого выхлопа рождает даже в самом мото-сообществе. Опрос мнений байкеров, проведённый в группе Омоймот Вконтакте, показал что аж 20% мотоциклистов (из более чем тысячи опрошенных) испытывают дискомфорт от собратьев с «прямотоками». Половина участников опроса заняла нейтральную позицию, а около трети опрошенных, судя по результатам, сами являются нарушителями спокойствия граждан.

Защитники «прямотоков» утверждают, что наличие прямоточного глушителя повышает уровень пассивной безопасности и что большинство официально продающихся «прямотоков» имеют сертификацию для использования на дорогах общего пользования.

Нейтрально настроенные граждане отмечают, что гораздо больше шума и дискомфорта создает техника городских служб: мусоровозы, доисторические трактора и снегоуборочные машины.

Аргументы противников шумного выхлопа также можно понять - это невыносимо громкие ночные заезды по вылетным магистралям и перегазовки во дворах, заставляющие дрожать стекла в окнах. А главное - многие бывалые байкеры не разделяют мнение, что наличие «прямотока» снижает опасность, считая что большинство автомобилистов слышат мотоцикл, когда тот уже проехал.

Не совсем понятно кто будет следить за исполнением данных поправок - для этого нужно будет потратить внушительную сумму из бюджетных денег на закупку сертифицированных приборов измерения шума и возложить на кого-то обязанность по контролю. В данный момент замер уровня шума происходит, в лучшем случае, при прохождении технического осмотра мотоцикла.

Примечателен тот факт, что в предлагаемых поправках речь идет именно о прямоточных глушителях мотоциклов. Авторы закона тактично не упомянули в поправках о «стритрейсерах», машины которых оборудованы точно такими же «прямотоками». Похоже, что вместо инициатив, направленных на повышение безопасности движения и снижения градуса ненависти на дорогах, власти предпочитают набивать рейтинги старой доброй «охотой на ведьм».

Мнение редакции о данной инициативе:

Подпишитесь на обновления Омоймот