ТАНКИ-РАЗВЕДЧИКИ

Под редакцией генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА,
Автор статей - инженер Игорь ШМЕЛЕВ
Художник - Михаил ПЕТРОВСКИЙ

(Техника молодежи №10 за 1980 год)

Материал предоставлен: Alex Lee


В начале второй мировой войны на смену легким танкам пришли средние, которые стали основными боевыми машинами. Легкие танки тем не менее выпускались, хотя и в меньших количествах, чем раньше. Теперь их использовали для разведки и охранения.

Были такие машины и в Красной Армии, В 1941 году выпускался неплохой плавающий разведчик Т-40 ("ТМ" № 12 за 1979 год). Однако вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.

На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона.

Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину - Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. с., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать "зенитным" танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.

Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.

Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 - второй по массовости советский танк (построено 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.

Англичане, "увлекавшиеся" разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой воины полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины МЗ и М5.

Легкий МЗ (не путать с МЗ средним!) с усиленным бронированием и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. МЗ легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их по строено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации М3А1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже - курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.

МЗ приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их "Генерал Стюарт". Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.

С июля 1943 по 1944 год маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вар| ант танка. Внешне схожий с М3А3 он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.

Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма MAN, получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы - экспериментальные танки VK901 и VKI601. Прототип новой машины - VK1301 - унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием T-IIL, или "Лухс" ("Рысь"), выпускался в 1943-1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось "на бумаге" и намерение вооружить "Лухс" 50-мм пушкой. Причина - поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.

На заставке изображен советский легкий танк Т-80. Боевая масса - 11,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 45 мм, борт - 25 мм, башня - 35 мм. Двигатель - два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 360 км.

Рис. 56. Советский легкий танк Т-60. Боевая масса - 5,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, башня - 15 мм. Двигатель - ГАЗ 202, 70 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 450 км.

Рис. 57. Американский легкий танк МЗА1 "Стюарт III". Боевая масса - 12,7 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 43 мм, борт - 25 мм, башня - 38 мм. Двигатель - дизель Гиберсон Т1020-М, 220 л. с. Скорость по шоссе - 57 км/ч. Запас хода по шоссе - 110 км.

Рис. 58. Немецкий легкий танк "Лухс". Боевая масса - 13 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, башня - 30 мм. Двигатель - Майбах HL66P, 180 л. c. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 290 км.

Если тактическая разведка в танковых соединениях (частях) является неотъемлемой принадлежностью всех видов боевых действий, то этого, пожалуй, нельзя сказать про боевую разведку, которой зачастую не уделяется достаточного внимания. Между тем недочеты в ведении боевой разведки служат причиной различных неожиданностей для командира и могут повлечь за собой излишние потери, не оправданные обстановкой.
Командир танковой части (подразделения), приняв решение, строит свой боевой порядок. Затем по сигналу атаки танки устремляются вперед. Если впереди нет боевой разведки, то они легко могут попасть на минные поля или же подвергнуться обстрелу из противотанковых пушек с совершенно неожиданных направлений и т. д.

Так, например, в одном бою командир танковой части точно знал, что в полосе его наступления минных полей у противника нет. Поэтому он не выслал боевой разведки. Однако, как потом стало известно из показаний пленных, немцы в ночь перед нашей атакой установили мины в пяти метрах от своих траншей. В результате часть атакующих танков подорвалась. Ясно, что наличие боевой разведки позволило бы сократить потери. В другом случае танки, перевалив через гребень высоты, попали под фланговый огонь танков противника. Пришлось перестраиваться под огнем для боя с ними. Боевая разведка помогла бы командиру своевременно произвести нужное перестроение. В общем, опыт войны показывает следующее: когда боевая разведка выполняет даже только одну из стоящих перед ней задач - обнаружение минных полей, то и это значительно сокращает потери в бою.
Боевая разведка должна вестись непрерывно.

Если она выполнит свою задачу па первом этапе наступления, необходимо высылать ее и в дальнейшем. N танковая бригада при прорыве немецкой обороны выделила в боевую разведку два танковых взвода. Они двигались углом вперед в 300 метрах от боевых порядков главных сил бригады. Эти два взвода наскочили на тщательно замаскированное минное поле противника, причем подорвалось по одному тапку на взвод. Конечно, об обнаруженном препятствии было тут же доложено командиру бригады, и танки отошли в укрытие. Атака задержалась вплоть до разминирования проходов, но зато бригада избегла излишних потерь, которые, несомненно, были бы при отсутствии боевой разведки, но вот проходы в минных полях проделаны, и танки двинулись вперед. Командир бригады решил, что боевая разведка выполнила свою задачу, и в дальнейшем не стал ее высылать. Танки в 400 метрах от первого минного поля наскочили на второе и понесли потери.

О выявленных препятствиях и огневых точках противника боевая разведка доносит командиру по радио. Помимо того, поскольку ста двигается на удалении зрительной связи, за ней наблюдают командиры рот и взводов. В бою трудно определить, почему остановился впереди идущий танк: от подрыва на минном поле или от попадания снаряда, тем более, что по танкам боевой разведки противник будет вести огонь в первую очередь. Поэтому важно, чтобы экипажи боевой разведки, кроме донесения по радио, выбрасывали из танка флажок при подрыве на минах. Это предостережет от подрыва экипажи, следующие позади и наблюдающие за боевой разведкой.
В заключение еще раз подчеркнем, что боевую разведку нужно высылать во всех случаях, когда действуют танки. Она должна стать неотъемлемой частью любого бо-евого порядка танков. Двигаться ей надлежит примерно в 300-400 метрах впереди боевого порядка. Чем быстрее танки идут в атаку, тем больше должно быть удаление боевой разведки. Наоборот, при медленном движении, например, по грязи, можно его сократить до 200 метров. В основу здесь следует положить возможность поддержки боевой разведки огнем сзади идущих танков.

Гвардии полковник И. БАБЕНКО.

Комментарии:

Форма ответа
Заголовок:
Форматирование:

В начале второй мировой войны на смену легким танкам пришли средние, которые стали основными боевыми машинами. Легкие танки тем не менее выпускались, хотя и в меньших количествах, чем раньше. Теперь их использовали для разведки и охранения.
Были такие машины и в Красной Армии, В 1941 году выпускался неплохой плавающий разведчик Т-40 ("ТМ" № 12 за 1979 год). Однако вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.
На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона.
Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину - Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. с., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать "зенитным" танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.
Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.
Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 - второй по массовости советский танк (построено 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.
Англичане, "увлекавшиеся" разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой воины полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины МЗ и М5.
Легкий МЗ (не путать с МЗ средним!) с усиленным бронированием и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. МЗ легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их по строено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации М3А1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже - курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.
МЗ приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их "Генерал Стюарт". Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.
С июля 1943 по 1944 год маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вар| ант танка. Внешне схожий с М3А3 он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.
Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма MAN, получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы - экспериментальные танки VK901 и VKI601. Прототип новой машины - VK1301 - унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием T-IIL, или "Лухс" ("Рысь"), выпускался в 1943-1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось "на бумаге" и намерение вооружить "Лухс" 50-мм пушкой. Причина - поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.
На заставке изображен советский легкий танк Т-80. Боевая масса - 11,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 45 мм, борт - 25 мм, башня - 35 мм. Двигатель - два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 360 км.
Рис. 56. Советский легкий танк Т-60. Боевая масса - 5,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, башня - 15 мм. Двигатель - ГАЗ 202, 70 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 450 км.
Рис. 57. Американский легкий танк МЗА1 "Стюарт III". Боевая масса - 12,7 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 43 мм, борт - 25 мм, башня - 38 мм. Двигатель - дизель Гиберсон Т1020-М, 220 л. с. Скорость по шоссе - 57 км/ч. Запас хода по шоссе - 110 км.
Рис. 58. Немецкий легкий танк "Лухс". Боевая масса - 13 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, башня - 30 мм. Двигатель - Майбах HL66P, 180 л. c. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 290 км.
Библиография:
Техника молодежи №10 за 1980 год


ТАНКОВАЯ РАЗВЕДКА

Основной принцип боевого применения бронетанковых войск заключается в том, что решающий успех приносит внезапный глубокий удар, наносимый по слабому месту противника. Необходимые данные для организации таких боевых действий и управления ими наряду с воздушной разведкой может дать хорошо организованная наземная разведка, проводимая на бронированных машинах. Без тщательного изучения местности и противника невозможно добиться успеха.

Благодаря высокой маневренности разведывательных подразделений, оснащенных бронированными машинами, разведку можно с успехом вести на больших пространствах. При этом ограничение и установление пределов района разведывательных действий отрицательно сказывается на успешном решении задач разведки. Часто необходимые данные могут быть получены лишь при установлении соприкосновения с противником и бое разведывательных подразделений.

Разведывательный батальон, имеющий соответствующую организацию и вооружение, является важным средством ведения разведки в руках командования танковой дивизии. Он должен быть способен проводить разведку на значительную дальность, вести бой для получения требуемых разведывательных данных, быстро сосредоточивая для этого имеющиеся силы, а также точно и своевременно сообщать командованию результаты разведки, используя для этого радиосвязь.

Своеобразие способов боевых действий разведывательного батальона требует использовать его в полном составе. Дробление батальона затрудняет взаимодействие между подразделениями и отрицательно сказывается на его действиях. Неправильное использование разведывательного батальона, постановка двух и более задач одновременно ведут к быстрому истощению сил. Если после выполнения разведывательных задач батальону, вопреки принципам его боевого использования, ставятся задачи, свойственные боевой группе, то после их выполнения он окажется не в состоянии выполнять свои непосредственные разведывательные функции. Танковую разведку должны вести не только специальные разведывательные, но и другие подразделения разведывательного батальона.

Ни в коем случае нельзя отрывать подразделения, выполняющие задачи по разведке наблюдением или дозорами, от подразделений, выполняющих задачи по ведению боевой разведки. Такой отрыв может привести к тому, что боевые подразделения разведывательного батальона лишатся глаз, а подразделения, ведущие разведку наблюдением или дозорами, потеряют боевую поддержку. Поэтому нельзя подразделять задачи разведывательного батальона на разведывательные и боевые. Танковая разведка - это бой. Перед разведывательным батальоном могут быть поставлены и такие задачи, как обеспечение открытого фланга или преследование отходящего противника. Эти задачи батальон также будет решать в соответствии с особенностями своей тактики.

Главная задача разведывательного батальона при любом виде боя заключается в отыскании сильных и слабых мест в боевом порядке противника. Никогда не следует завязывать бой там, где противник силен. Однако, если в боевом порядке противника будет найдено слабое место, необходимо смелыми и решительными действиями захватить исходное положение для нанесения в последующем массированного удара силами всей танковой дивизии. Это положение в равной мере справедливо как для наступления, так и для обороны. Если в наступлении разведывательный батальон вбивает первый клин в слабое место обороны противника, то в обороне его действия подобны концам клещей, которые нащупывают место, удобное для решительной контратаки во фланг вклинившейся группировки противника.

Разведывательные батальоны немецких танковых дивизий во Второй мировой войне

В 1941 г., когда немецкие разведывательные батальоны, наступая впереди своих танковых дивизий, проникли в глубь России, они столкнулись с совершенно новой обстановкой. Трудности, связанные с тяжелыми, несравнимыми с европейскими условиями дорог, предъявлявшие к личному составу и технике исключительные и совершенно новые требования, а также специфическая тактика противника заставили немецкие войска применить новые способы ведения наступательных действий.
Умение противника хорошо маскироваться делало его незаметным даже тогда, когда немецкие разведчики находились непосредственно перед его окопами. Это во многих случаях делало разведку, проводимую одними дозорами разведывательного батальона, безуспешной. Одного «прощупывания» противника было уже недостаточно. Действия разведки для достижения требуемых результатов должны были быть смелыми и решительными. При этом они были особенно эффективными в тех случаях, когда по противнику одновременно наносились мощные огневые удары и осуществлялись стремительные охваты. При той организации, какую в то время имели разведывательные батальоны, для таких действий не было необходимых сил и средств. Поэтому неизбежно возникала необходимость тесного взаимодействия разведывательного батальона с самым мобильным подразделением танковой дивизии - мотоциклетным батальоном.

Обобщение опыта боевых действий в начале Восточной кампании привело в конце 1941 г. - начале 1942 г. к решению сделать разведывательный и мотоциклетный батальоны однотипными по своему составу. До этого в составе разведывательного батальона имелись две роты бронеавтомобилей, мотоциклетная рота и рота тяжелого оружия. Мотоциклетный батальон состоял из трех мотоциклетных рот, вооруженных ручными пулеметами, мотоциклетной роты, вооруженной станковыми пулеметами, и роты тяжелого оружия.

Новый батальон состоял из роты бронеавтомобилей, трех моторазведывательных рот, роты тяжелого оружия и роты снабжения.
Рота бронеавтомобилей предназначалась для ведения разведки наблюдением и дозорами. Моторазведывательные роты были оснащены мотоциклами или легковыми автомобилями повышенной проходимости, а в ряде случаев одна из таких рот имела легкие бронетранспортеры. Эти роты предназначались для ведения боевой разведки.
Дальнейшее развитие военных событий привело к тому, что в 1943 г. была проведена новая реорганизация разведывательных батальонов.
После реорганизации 1943 г. разведывательный батальон состоял из роты бронеавтомобилей, роты бронетранспортеров, двух моторазведывательных рот, роты тяжелого оружия и роты снабжения. Рота бронеавтомобилей имела те же бронемашины, что и в 1942 г. Рота бронетранспортеров оснащалась легкими бронетранспортерами и предназначалась для усиления роты бронеавтомобилей при ведении разведки наблюдением и дозорами. Моторазведывательные роты предназначались по-прежнему для ведения боевой разведки. Они имели автомобили легкого типа. В некоторых случаях одна из моторазведывательных рот получала легкие бронетранспортеры.

Основная идея последней реорганизации заключалась в том, чтобы организационно закрепить за каждым подразделением соответствующие функции. При этом ставилось целью создать батальон смешанного типа, который был бы способен собственными силами вести как разведку, так и бой. Нет сомнения, что эта идея принципиально соответствовала боевому опыту и была правильной. В разведывательном же батальоне организации 1942 г. сил для ведения разведки наблюдением и дозорами было явно недостаточно.

Однако немецкая военная промышленность, доведенная до крайнего напряжений, не могла обеспечить разведывательные батальоны необходимой боевой техникой. До самого конца войны разведывательные батальоны оснащались машинами, малопригодными для ведения разведки. Роты бронеавтомобилей не обладали требуемой проходимостью. В 1943 г. с целью замены бронеавтомобилей быстроходными и вездеходными гусеничными машинами, имеющими небольшую высоту, началось формирование рот, оснащенных легкими бронетранспортерами. Однако и это не решило проблемы. Моторазведывательные роты, оснащенные мотоциклами или автомобилями легкого типа, не могли должным образом выполнять стоящие перед ними задачи. Высокая маневренность при движении по дорогам и при благоприятных метеорологических условиях сводилась на нет, когда им приходилось действовать вне дорог. Вести бой на машинах они не могли. В пешем боевом порядке они также не имели возможности успешно выполнять разведывательные задачи, так как для этого необходимо было вести внезапные и решительные боевые действия. Лишь разведывательные батальоны, имевшие роту легких бронетранспортеров, были способны хотя бы частью своих сил вести бой на машинах. Такой бой в большинстве случаев бывал успешным, хотя легкий бронетранспортер как боевая машина мог рассматриваться только в качестве временного средства.
Боевой опыт показывает, что для ведения разведки необходима гусеничная машина.

Вооружение разведывательных батальонов танковых соединений было недостаточным. Это отчасти явилось следствием того, что они были оснащены машинами, на которых нельзя вести бой. Единственный пулемет, установленный на легком бронетранспортере, не мог обеспечить возможности ведения боя на машинах. Не хватало 20-мм скорострельной пушки, способной вести борьбу с бронированными целями.

Наиболее слабым местом разведывательного батальона танковой дивизии было недостаточное оснащение противотанковыми средствами. Для ведения самостоятельных боевых действий необходимы были высокоподвижные и эффективные средства борьбы с танками противника. Если батальон не усиливался штурмовыми орудиями или самоходными противотанковыми пушками, он не мог вести успешную борьбу с танками. Вооружение бронеавтомобилей 75-мм пушками не привело к каким-либо существенным изменениям в этом вопросе. Большая высота машины и ограниченная проходимость препятствовали успешному использованию ее для борьбы с танками. Вместе с тем и бронепробиваемость 75-мм пушек была явно недостаточной.

Опыт боевого использования немецких разведывательных батальонов

Приведенные выше факты отрицательно сказывались на боевом использовании разведывательных батальонов танковых дивизий. Недостаточное оснащение рот, их разная подвижность и проходимость приводили к неизбежному дроблению батальонов. Командиры батальонов всегда боролись за использование своих подразделений по назначению и в полном составе. Однако им не всегда удавалось выигрывать в этой борьбе. Разведывательные батальоны часто использовались не по назначению и привлекались к выполнению таких задач, которым не соответствовали ни организация, ни их подготовка. Боевые подразделения батальона иногда придавались другим частям для усиления, а подразделения, предназначавшиеся для ведения разведки наблюдением и дозорами, оставались в распоряжении штаба дивизии. В большинстве случаев с этого начинался конец существования разведывательного батальона.

Роты бронеавтомобилей при таком использовании несли потери, ставившие под угрозу их существование, а моторазведывательные роты, назначение которых состояло в ведении разведки наблюдением и дозорами, бездействовали, находясь в тени штабов дивизий. Снабжение и поддержка с тыла отсутствовали, так что боеспособность подразделений быстро падала и их действия были неудачными. Недостаточно четкая постановка боевых задач, использование не по назначению и необоснованно высокие требования в большинстве случаев окончательно решали их судьбу. Танковые дивизии, отказывавшиеся от своего основного средства разведки - разведывательных батальонов - и пытавшиеся добиться успеха силовыми ударами вслепую, всегда несли большие потери.

Несмотря на высокую боеспособность, танковые дивизии весьма уязвимы и чувствительны. Танковая дивизия - не секира, а всего лишь шпага, острота которой сохраняется только тогда, когда она используется умело. Поэтому она больше, чем любое другое соединение, нуждается в хорошей разведке. Тезис о том, что по способу использования разведывательного батальона можно судить об оперативных способностях командования танковой дивизии, не так-то легко опровергнуть. Ход боев во второй фазе Русской кампании особенно сильно способствовал тому, что разведывательным батальонам танковых дивизий ставились самые разнообразные и очень тяжелые задачи.

Подавляющее превосходство противника и негибкое управление немецкого высшего командования в последние годы войны, лишавшие танковые соединения всякой инициативы и связывавшие их боевые действия определенными пространственными рамками, не позволяли использовать разведывательные батальоны в соответствии с их назначением. Реорганизованные в боевые группы, они расходовали силы для решения невыполнимых задач.

Разведывательные батальоны вместе с другими частями шли тернистым путем немецких бронетанковых войск. То, что они, несмотря на недостаточное оснащение и неправильное боевое использование, все же отлично справлялись со своими задачами, свидетельствует о высоком моральном состоянии и боевых качествах их личного состава. Смелостью, импровизацией и самоотверженными действиями они заменяли то, чего им не могли дать.

Русская танковая разведка

Русские имели в танковых дивизиях разведывательные батальоны, но они не использовали их как средство ведения высокоманевренных боевых действий на больших пространствах.
Русские разведывательные батальоны имели смешанный состав.
Разведывательный батальон как танковой, так и механизированной дивизии состоял из штаба со взводом связи, роты средних танков Т-34/85, двух мотоциклетных рот, двух рот бронеавтомобилей, противотанковой роты и подразделений снабжения. Общая численность личного состава составляла около 700 человек. Для ведения тактической разведки русские высылали разведывательные дозоры, отдельные разведывательные дозоры и разведывательные группы.
Разведывательный дозор выделялся в составе отделения мотоциклистов или моторизованной пехоты и действовал на глубину 5–7 км. В составе отдельного разведывательного дозора обычно находилось усиленное танковое отделение. Он выполнял задачи на удалении 10–12 км от главных сил. Разведывательная группа обычно состояла из усиленной танковой роты и действовала на дальность 15–20 км.
Для русской танковой разведки характерно дробление разведывательного батальона на отдельные элементы и установление границ их действия.

Изучение боевого опыта, особенно боевого использования разведывательных батальонов танковых дивизий во второй фазе Русской кампании, приводит к самым различным выводам о значении и задачах танковой разведки.
Высказанные сомнения касаются не только организации и вооружения батальонов, но также и самого права их на существование. Если взять за основу опыт последних лет войны, то эти сомнения окажутся правильными.

Современный бой танковых дивизий, который больше, чем когда-либо, должен вестись путем постоянного чередования маневра и решительных схваток, требует еще более сильной, чем прежде, танковой разведки.
Разведывательные батальоны как средство, подготавливающее достижение успеха, должны и в будущем быть неотъемлемой составной частью танковой дивизии. Неправильное использование и легкомысленное расходование этого ценного средства будет оплачиваться большими потерями танковых дивизий.
На основе этого могут быть выдвинуты следующие принципиальные требования к боевому использованию, организации и вооружению современных разведывательных батальонов танковых дивизий.
1) Командир разведывательного батальона должен мыслить в масштабе дивизии и выше. Он обязан действовать в тесном контакте с командованием дивизии, которое должно привлекать его к совместному обсуждению обстановки и совместному принятию решений.
2) Порядок действий батальона и высылаемых дозоров необходимо определять, как правило, самому командиру батальона.
3) Следует всячески избегать дробления батальона и одновременной постановки ему нескольких задач. Батальон будет успешно действовать лишь тогда, когда он используется в полном составе.
4) Разведывательному батальону не следует как боевой группе ставить задачу по нанесению ударов в глубину обороны противника. В интересах обеспечения дальнейших боевых действий дивизии батальон необходимо беречь как средство танковой разведки.
5) Разведывательный батальон должен обладать в сравнении с другими частями бронетанковых войск более высокой скоростью передвижения и большей проходимостью. Он может выполнить свои задачи лишь в том случае, если будет самым быстроходным и самым подвижным подразделением наземных войск. При этом важно, чтобы все подразделения батальона обладали одинаково высокой подвижностью и проходимостью.
6) Все стремления при решении вопроса будущей организации и вооружения батальона должны быть направлены на то, чтобы соединить высокую подвижность с большой силой огня. Любой балласт в организационной структуре батальона следует выбросить за борт. Преобладающим должно быть ведение боя на машинах. Это необходимо учитывать при оснащении батальона машинами и вооружением.
7) Ведение разведывательными батальонами стремительных маневренных боевых действий и постоянная непосредственная связь их с танковыми дивизиями возможны лишь при условии достаточного оснащения средствами радиосвязи.
8) Во всех случаях должно осуществляться тесное взаимодействие с авиацией. При разведывательном батальоне следует иметь офицеров связи от авиации. Взаимодействие с авиацией должно предусматривать постановку общих задач для воздушной и наземной разведки.
9) Батальон должен быть обеспечен достаточным количеством эффективных противотанковых средств, органически входящих в его состав; любое решение этого вопроса вспомогательными средствами должно быть отклонено.
Способы ведения боевых действий. Разведывательный батальон ведет бой с целью получения разведывательных данных. Для этого он использует подвижность всех своих подразделений.

Основной способ ведения боевых действий батальона заключается в непрерывном чередовании наблюдения и боя. Хотя подразделения батальона и имеют различную организацию, в бою они представляют единый ансамбль, составные части которого, дополняя друг друга, добиваются общей цели. Боевые действия батальона заключаются в поисках места и направления для нанесения внезапного удара силами танковой дивизии. Способность вести разведку на больших пространствах, стремительная реакция и быстрое сосредоточение сил в решающем месте обеспечивают успех действий батальона. Использование этого успеха обеспечивается непосредственной постоянной связью с дивизией.

Если роты бронеавтомобилей, предназначенные для ведения разведки наблюдением и дозорами, прощупывают противника и, сосредоточивая усилия на важнейшем направлении, подготавливают успех разведки, то разведывательные роты предназначены для ведения боевой разведки, т. е. для маневренного боя, который ведется на машинах при умелом использовании местности. Успех этого боя зависит от внезапности действий.

Для боя разведывательного батальона не может существовать никакой схемы. Он ведет бой без рецепта. Любой шаблон противоречит своеобразию его боевых действий и ведет к неудаче.
После постановки задачи на разведку управление батальоном осуществляется на основе получаемых донесений путем отдачи коротких приказов по радио.

Поэтому успех батальона в значительной степени зависит от непрерывности связи, способности командира и каждого разведчика в отдельности быстро принимать нужные решения, а также от умения действовать смело и решительно. При благоприятной обстановке следует действовать, не ожидая приказа. Каждый разведчик должен знать, что он должен делать. Любой разведчик может оказаться в положении, когда решение, принятое быстро по собственной инициативе, будет иметь исключительно важное значение. Танковым разведчикам следует мыслить и действовать по-егерски. Они должны обладать богатой фантазией и быть бесстрашными. В их рядах не место малодушным натурам.

Принципы боевых действий разведывательного батальона в современных условиях могут быть сформулированы так.
1) Танковая разведка заключается не в осторожном постукивании в дверь, а в решительных действиях. В некоторых случаях, когда есть шансы на успех, эта дверь будет вышибаться внезапно, резким толчком. При ведении разведки это надо всегда иметь в виду.
2) Слишком поспешное начало действий батальона является первым шагом к неудаче. Задачи следует тщательно продумывать и ставить их спокойно. Приказы командирам дозоров должны отдаваться четким и ясным языком.
3) В любом виде боя необходимо избегать распыления сил. Высокая подвижность батальона позволяет в любой момент создать необходимые резервы. Это особенно важно при действиях на широком фронте. Лишь тот командир батальона, который располагает достаточными резервами, может принимать соответствующие меры при неожиданно изменившихся условиях и использовать в своих интересах благоприятно сложившуюся обстановку.
4) Если представляется возможность быстрыми и энергичными действиями добиться успеха, который может оказать решающее влияние на ход дальнейших боевых действий, то следует немедленно действовать. Всякое промедление ставит успех под вопрос и может привести к неоправданным потерям в результате контрмер противника.
5) В принципе разведку интересуют больше слабые места противника, чем сильные. Именно в слабом месте можно добиться большего успеха. Ввязываться в бой с сильным противником не следует, так как это заставляет сосредоточивать внимание и силы на одном участке и не там, где это необходимо.
6) Маскировка в любой форме должна сопровождать бой батальона. В комплексе с мероприятиями по введению противника в заблуждение она создает условия для достижения внезапности. Ночь также может стать надежным союзником в действиях батальона.
В динамике боя разведывательного батальона танковой дивизии, как правило, ясно вырисовываются четыре фазы.

Первая фаза - выдвижение нескольких разведывательных дозоров для выяснения обстановки и характера местности в районе предстоящей разведки. При подготовке задач дозорам сообщаются имеющиеся данные воздушной разведки, сведения, полученные из показаний пленных, а также данные агентурной разведки. Вновь поступающие разведывательные сведения немедленно сообщаются дозорам с тем, чтобы они могли их использовать при дальнейших действиях.

Вторая фаза - выдвижение последующих дозоров для усиления разведки на наиболее важных направлениях. Необходимость выдвижения этих дозоров, а также их состав и задачи определяются на основе данных, полученных от ранее высланных дозоров и от других органов разведки (от воздушной разведки и других видов разведки). Эта фаза складывается из выдвижения подразделений на главное направление для ведения боевой разведки и из возвращения ранее высланных дозоров. Ранее высланные дозоры возвращаются, как только отпадет надобность в дальнейших действиях на прежнем направлении и потребуется использование их на главном направлении.

Третья фаза - обеспечение успеха разведки. Роты, ведущие разведку наблюдением и дозорами, стремительно продвигаясь вперед, обеспечивают успех разведки. Дозоры, стремясь ввести противника в заблуждение и используя свои огневые средства, поддерживают продвижение подразделений, ведущих боевую разведку. После этого дозоры сосредоточиваются и готовятся к выполнению новых задач. Если имеется возможность, они могут быть использованы для развития успеха. Одновременно выдвигаются вперед боевые группы танковой дивизии с целью использования успеха разведывательного батальона.

На четвертой фазе главные силы танковой дивизии, пройдя рубеж, достигнутый разведывательным батальоном, наносят удар в глубину расположения противника. Разведывательный батальон выводится из боя и готовится к выполнению новых боевых задач.
Организация и вооружение. Способы боевых действий разведывательного батальона определяют характер его организации и вооружения.
Организация должна быть простой. Соотношение между подразделениями, ведущими разведку наблюдением и дозорами, и подразделениями, ведущими боевую разведку, должно обеспечивать возможность устойчивого взаимодействия.
Равная скорость движения и одинаковая проходимость всех подразделений батальона являются обязательными условиями, обеспечивающими возможность ведения маневренных боевых действий. Для разведывательного батальона мало пользы от того, что отдельные машины будут обладать очень большой скоростью, но малой проходимостью, а другие - высокой проходимостью, но малой скоростью. Для ведения боевых действий необходимо, чтобы все подразделения батальона имели одинаковую скорость движения и обладали равной проходимостью.

В принципе маневренность для разведывательного батальона имеет более важное значение, чем броневая защита. Оснащение разведывательных батальонов неуклюжими, хотя и хорошо защищенными броней машинами, противоречило бы требованиям, вытекающим из особенностей ведения ими боевых действий.

Разведывательному батальону необходима невысокая открытая гусеничная машина, имеющая высокую скорость и хорошую проходимость. На такой машине достаточно иметь противоосколочное бронирование. Если подобная машина будет создана, то ими могут быть оснащены все подразделения батальона.

Вооружение батальона определяется требованием иметь большую огневую мощь. Огневая мощь батальона наряду с маневренностью является важнейшей предпосылкой для успешного ведения боя на машинах. Разведывательный батальон должен иметь возможность вести эффективную борьбу с живой силой и отражать атаки танков противника. Поэтому главным его оружием должны быть 20-30-мм скорострельная пушка и 75-мм длинноствольная пушка.

Все разведывательные подразделения батальона должны быть способны успешно противостоять атакам танков. Для этого они должны быть вооружены необходимым количеством 75-мм пушек. При этом необходимо подчеркнуть, что вооружение обычными 75-мм пушками не является идеальным решением проблемы противотанковой обороны батальона. Техническая мысль должна быть направлена на то, чтобы все боевые машины были оснащены простыми в обращении и легкими по весу противотанковыми средствами.
Главным средством управления подразделениями батальона должна стать радиосвязь. Необходимо создать такие условия, чтобы управление подразделениями могло осуществляться исключительно по радио. Кроме того, батальон необходимо обеспечить радиостанциями, с помощью которых можно было бы поддерживать связь на большие расстояния. Действия батальона на больших пространствах, а следовательно, необходимость поддержания постоянной связи с дивизией, а также потребность в связи с авиацией и дозорами, высланными на большие удаления, подтверждают правильность этого требования.

Таким образом, будущая организация и вооружение разведывательного батальона танковой дивизии должны отвечать следующим требованиям:
- правильное соотношение между подразделениями, ведущими разведку наблюдением и дозорами, и подразделениями, ведущими боевую разведку;
- одинаково высокая подвижность и проходимость всех подразделений;
- большая огневая мощь всех подразделений батальона, их способность создать надежную противотанковую оборону;
- достаточное оснащение средствами радиосвязи.
Этим требованиям будет отвечать разведывательный батальон, состоящий из штаба и штабной роты, в состав которой входят саперный взвод и взвод связи, двух рот для ведения разведки наблюдением и дозорами, двух-трех рот для ведения боевой разведки и роты снабжения.
В заключение необходимо отметить, что правильное использование разведывательного батальона в современном бою является решающим фактором для достижения танковым соединением успеха. Пренебрежение к вопросу оснащения и неправильное использование батальона неизбежно снижают его возможности по выполнению своих непосредственных задач.

Успехи немецких бронетанковых войск во Второй мировой войне объясняются прежде всего массированным применением их на решающих направлениях и полной моторизацией, а также высоким наступательным духом, унаследованным бронетанковыми войсками от кавалерии.
Несмотря на это, новые виды оружия и боевые средства требуют дальнейшего совершенствования танковой дивизии. При этом особое внимание должно быть обращено на то, чтобы все танковые соединения имели в качестве боевых машин только бронированные гусеничные машины, а в качестве транспортных машин - вездеходы. В результате этого они станут независимыми от дорог и менее уязвимыми с воздуха. Это также означает, что танковые соединения смогут рассредоточивать части по фронту при сближении с противником и выбирать выгодный в тактическом отношении участок для нанесения сосредоточенного удара, т. е. применять в современных условиях положение Мольтке: «Двигаться порознь, драться вместе».

Еще в 1938 году немецкая армия заказала разработку легкого разведывательного танка с боевой массой порядка 9 т, 20-мм автоматической пушкой и бронированием толщиной до 30 мм. В течение нескольких следующих лет силами ведущих разработчиков бронетехники были созданы несколько вариантов подобных машин, которые, однако, не дошли до массового серийного производства. Проект легкого разведывательного танка удалось довести до эксплуатации в войсках только к концу 1942 года. Серийная машина нового типа получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs.

Появлению новой модификации танка Panzerkampfwagen II предшествовал ряд любопытных событий. Напомним, в конце тридцатых годов Вермахт пожелал получить легкий танк на базе существующего Pz.Kpfw.II, способный выполнять задачи разведки, а при необходимости и участвовать в боях, для чего ему требовались соответствующие защита и . Первым вариантом такой бронемашины стал танк VK 901 от фирм MAN и Daimler-Benz. Эта разработка прошла испытания, но не получила одобрения заказчика по причине недостаточных характеристик защиты и превышения требуемой боевой массы примерно на полторы тонны.


В дальнейшем появился проект VK 903, тоже не устроивший военных. Увеличение толщины бортовой брони на 5 мм не дало желаемого прироста защиты, а также исключило выполнение требований по массе. В дальнейшем была одобрена разработка легкого танка весом до 12-13 т, получившего название VK 1301. Эта машина, как и ее предшественники, не пошла в серию. При этом одной из главных причин отказа от нее стал заметный прогресс проекта VK 1303, разрабатывавшегося в то же время. Одновременно с этим имелись и некоторые проблемы технического характера.

Музейный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs из Сомюраю Фото Wikimedia Commons

В середине 1940 года к программе создания легкого разведывательного танка были привлечены чехословацкие компании BMM и Škoda, что привело к серьезному усилению конкуренции и некоторому ускорению работ. К концу 1941 года все участники программы представили свою новую технику на испытания. Интересен тот факт, что первый этап конкурса завершился победой легкого танка от BMM. Однако вскоре специалисты фирмы MAN усовершенствовали свой вариант бронемашины, после чего она смогла одержать победу во втором этапе программы в середине 42-го. Танк от MAN теперь предлагалось строить серийно и эксплуатировать в войсках.

Разработка проекта с условным обозначением VK 1303 стартовала в конце 1940 года. Используя имеющийся опыт и наработки по предыдущим проектам легких танков, специалисты фирмы MAN должны были разработать свой вариант бронемашины с требуемыми характеристиками. К этому времени заказчик согласился поднять предельную боевую массу до 13 т, что должно было в определенной мере упростить создание проекта, а также давало возможность обеспечить приемлемую защиту. Кроме того, это позволило завершить разработку нового танка в сравнительно краткие сроки, поскольку появилась возможность широко использовать существующие узлы и агрегаты без крупных доработок.

Применение готовых наработок привело к ожидаемым результатам. Внешне танк VK 1303 должен был минимально отличаться от другой техники, созданной ранее. Отдельные черты экстерьера этой машины напоминали VK 901, VK 903 и VK 1303. При этом присутствовали и некоторые заметные отличия в конструкции тех или иных агрегатов. В рамках двух новейших проектов VK 1301 и VK 1303 планировалось реализовать одни и те же идеи, однако достигать цели предлагалось разными способами и при помощи различного состава оборудования.


Прототип шасси, использовавшийся в ранних испытаниях. Фото Aviarmor.net

В проекте VK 1303 было предложено использовать имеющиеся наработки по предыдущим проектам, в том числе касающиеся конструкции корпуса и бронезащиты. Для экономии времени и сохранения преемственности новый танк должен был иметь общую компоновку, традиционную для немецкой бронетехники того времени. Двигатель помещался в корме, трансмиссия – в передней части корпуса. Обитаемые отсеки следовало размещать между ними. Также планировалось использовать отработанную форму корпуса, собираемого при помощи сварки из бронелистов разной конфигурации.

Корпус танка VK 1303 сохранил свойственную своим предшественникам лобовую часть, состоящую из трех листов толщиной по 30 мм. Нижний и средний листы располагались под разными углами к вертикали, верхний монтировался с небольшим наклоном назад. Позади лобовой части помещались вертикальные борта толщиной 20 мм. Из аналогичного листа изготавливалась корма. Крыша и днище должны были иметь толщину 13 и 10 мм соответственно. В сравнении с предыдущими разработками подбашенная коробка была расширена ввиду использования новой башни. Для более эффективного использования внутреннего пространства кормовой лист корпуса был завален назад и образовывал дополнительную нишу.

На крыше корпуса предлагалось устанавливать башню, аналогичную использовавшейся в предыдущих проектах. Корпус башни состоял из нескольких листов разной формы, установленных с наклоном внутрь. Для улучшения характеристик и облегчения конструкции башня имела скосы в передней и задней частях бортов. Защита башни от обстрела спереди обеспечивалась лбом и маской толщиной по 30 мм. Борта башни предлагалось изготавливать из листов толщиной 15 мм, корму – из 20-мм. Сверху башня закрывалась наклонной 13-мм крышей. Интересной особенностью проекта VK 1303 было расположение башни в центре корпуса, а не со сдвигом к борту, как в других модификациях Pz.Kpfw.II.


Схема танка Luchs. Рисунок Барятинский М. "Разведчики боем"

Новый танк сохранил силовую установку предшественников. В кормовом моторном отсеке помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. Двигатель оснащался электростартером, но мог запускаться и при помощи ручной системы. В состав трансмиссии входили главный фрикцион сухого трения типа Mecano фирмы Fichtel & Sachs, коробка передач ZF Aphon SSG48 с шестью скоростями переднего хода и одной заднего, а также колодочные тормоза фирмы MAN. В кормовом отделении корпуса вместе с двигателем помещались два топливных бака общей емкостью 235 л.

Ходовая часть для танка VK 1303 представляла собой дальнейшее развитие агрегатов, использованных в предыдущих проектах. При этом, как и в случае с VK 1301, имело место некоторое изменение конструкции с целью усиления агрегатов и компенсации возросшей боевой массы. Ходовая часть получила по пять опорных катков диаметром 735 мм на каждый борт. Катки с резиновыми бандажами оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, передняя и задняя пары катков получали дополнительные гидравлические амортизаторы. Катки монтировались в два ряда в шахматном порядке: по три внутри и два снаружи.

Вновь были использованы спицованные ведущие колеса переднего расположения с цевочным зацеплением. Направляющие колеса с механизмами натяжения помещались в корме. В новом проекте была использована мелкозвенчатая гусеница шириной 360 мм, разработанная для одного из предыдущих разведывательных танков.

В броневой башне танка должно было размещаться все необходимое пулеметно-пушечное вооружение. Интересно, что в ходе проектирования башня и комплекс вооружения претерпели некоторые изменения. Так, в первой версии проекта VK 1303 предусматривалось асимметричное размещение установки с вооружением, но позже было решено поместить пушку на продольной оси башни. Это позволяло в определенной мере улучшить эргономику внутренних объемов башни без значительных изменений ее конструкции.


Один из полноценных прототипов. Фото Aviarmor.net

В качестве основного оружия для нового танка была выбрана 20-мм автоматическая пушка KwK 38, уже применявшаяся на нескольких предыдущих модификациях Pz.Kpfw.II. Эта пушка со стволом длиной 55 калибров могла разгонять снаряды до скоростей порядка 1050 м/с и делать 220 выстрелов в минуту. Самые эффективные бронебойные боеприпасы орудия могли пробивать до 35-40 мм гомогенной брони с дистанции 100 м. Боепитание пушки осуществлялось при помощи лент, помещенных в металлические короба. Внутри боевого отделения размещался боекомплект орудия из 330 снарядов.

В одной установке с пушкой монтировался спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект пулемета – 2250 патронов.

Наводить оружие предлагалось при помощи ручных приводов, обеспечивавших поворот башни и подъем орудийной установки. С помощью таких механизмов можно было вести огонь в любом направлении с возвышением стволов от -9° до +18°. Орудие комплектовалось прицелом TZF 6/38 фирмы Zeiss, который можно было применять для стрельбы из пушки и пулемета. Кроме того, пулемет оснащался собственным прицелом KgzF 2.

Со временем легкий танк получил дополнительное вооружение в виде двух трехствольных дымовых гранатометов. Эти устройства должны были помещаться в передней части бортов башни. Задачей 90-мм гранатометов было обеспечение маскировки в различных боевых ситуациях.


Интерьер боевого отделения. Фото Pro-tank.ru

Экипаж нового танка состоял из четырех человек. В переднем отделении управления корпуса должны были располагаться механик-водитель и радист. В крыше отделения управления имелось два люка для доступа на места экипажа. В лобовом листе и бортах корпуса располагались четыре лючка для слежения за окружающей обстановкой. На рабочем месте радиста планировалось устанавливать радиостанции FuG 12 и FuG Spr «a». Антенна одной из станций помещалась на кормовой части башни, а вторая, метелочного типа, должна была монтироваться в специальном стакане на правом борту подбашенной коробки.

В башне поместили рабочие места командира и наводчика, который также должен был выполнять функции заряжающего. Было решено отказаться от использования командирской башенки, из-за чего наблюдение теперь предлагалось осуществлять при помощи двух перископов в люках. Также на правом борту башни появился щелевой смотровой прибор.

В ходе проекта VK 1303 конструкторам фирмы MAN удалось уложиться в требования заказчика к габаритам и весу машины. Длина танка составляла 4,63 м, ширина – 2,48 м, высота – 2,21 м. Боевая масса не превышала 11,8-12 т. Расчетная максимальная скорость достигала 60 км/ч, запас хода – 290 км. Столь высокая подвижность должна была обеспечиваться сравнительно хорошими показателями удельной мощности танка: не менее 15 л.с. на тонну.


Танк Pz.Kpfw.II Ausf.L на фронте. Фото Aviarmor.net

К середине 1941 года проект VK 1303 дошел до стадии испытаний опытного шасси. На заводе MAN был собран прототип машины, не оснащавшийся полноценным корпусом и башней. Для упрощения конструкции эта машина получила пустой объем на месте боевого отделения, который частично заполнили грузом для имитации веса танка. Также опытная машина получила ветровое стекло и несколько других деталей, совершенно не характерных для боевой бронированной техники, но облегчающих работу испытателей.

Сравнительные испытания нескольких легких разведывательных танков, разработанных разными фирмами, прошли в мае-июне 1942 года. Эти испытания показали явное превосходство танка VK 1303 над другими машинами. По результатам сравнения военные сделали свой выбор – армия должна была получить легкие танки фирмы MAN. Прочие машины отличались менее высокими характеристиками и поэтому не смогли заинтересовать заказчика.

В середине 1942 года танк VK 1303 приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs («Рысь»). Вскоре появился заказ на серийное строительство техники. Вермахт заказал строительство и поставку 800 легких танков новой модели. Производство этой техники поручили фирмам MAN и Henschel. Осенью 1942 года (в некоторых источниках упоминается осень 43-го) с конвейера сошли первые серийные танки.

К концу 1942 года появилось предложение модернизировать новый танк с целью повышения его основных характеристик. Так, серьезные претензии вызывало использованное оружие. К этому времени 20-мм автоматическая пушка KwK 38 успела устареть и потеряла возможность поражать массовые танки противника. В связи с этим началась разработка нового варианта «Рыси» с усиленным вооружением. В некоторых источниках такая машина упоминается под обозначением VK 1303b.


Музейный образец. Фото Modelwork.pl

В качестве главного средства повышения огневой мощи была выбрана пушка 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Такое орудие позволяло решить поставленную задачу, но требовало переделки конструкции бронемашины. Имеющаяся башня, разработанная под орудие KwK 38, не могла вместить новую пушку повышенной мощности. Была разработана новая версия башни, отличавшаяся увеличенными размерами и, по некоторым данным, отсутствием крыши.

На определенном этапе развития проекта появилось предложение оснастить танк Pz.Kpfw.II Ausf.L более мощным двигателем. Вместо имевшегося Maybach HL 66P предлагалось использовать дизельный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с. Такую переделку прошел один из серийных танков, но дальше модернизация не продвинулась. Серийные бронемашины оснащались только штатными карбюраторными двигателями.

Несмотря на все усилия, выполнить заказ на строительство восьми сотен танков нового типа так и не удалось. По разным данным, до начала 1944 года было построено не более 100-142 машин типа Luchs. Согласно некоторым источникам, несколько танков перестроили из опытных VK 1301, а остальные машины строились с нуля. В общей сложности фирмой MAN было построено не более 118 танков, а Henschel выпустила до 18 машин. В январе 1944 года производство было свернуто. К этому времени заводы-подрядчики были загружены несколькими заказами с высоким приоритетом, из-за чего они более не могли выпускать легкие танки с неоднозначными перспективами. В итоге не была выполнена даже пятая часть исходного заказа.

Вариант легкого танка с усиленным вооружением, по разным данным, не был воплощен в металле либо не вышел из стадии испытаний. В одних источниках утверждается, что такая бронемашина даже не строилась, тогда как другие говорят о сборке нескольких опытных образцов. Кроме того, встречается упоминание выпуска 31 танка с 50-мм пушками. Тем не менее, согласно большинству источников, в серию «Рысь» с пушкой KwK 39 не пошла.


Сохранившийся до наших дней танк, вид на корму. Фото Lesffi.vraiforum.com

Сохранились упоминания о двух проектах специальной техники на базе нового легкого танка. На основе существующего шасси предлагалось построить ремонтно-эвакуационную машину Bergepanzer Luchs, пригодную для обслуживания легких танков нескольких типов. Кроме того, рассматривалась возможность создания зенитной самоходной установки Flakpanzer Luchs с оригинальным боевым отделением, оснащенным 37-мм автоматической пушкой.

Первые серийные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L поступили в войска осенью 1942 года. Машины разведывательного назначения предлагалось распределять по несколько единиц между имеющимися крупными соединениями. Предполагалось, что в составе разведывательных батальонов танковых дивизий появится по новой роте, оснащенной танками Luchs. Первоначальный заказ позволял оснастить новой техникой большое количество соединений, однако на практике перевооружение затянулось, а затем было сокращено.

Ввиду остановки производства новых танков после 100-142 единиц технику успели получить лишь несколько соединений: 2-я, 3-я, 4-я и 116-я танковые дивизии, учебная дивизия Вермахта и 3-я танковая дивизия SS Totenkopf. Задачей машин, переданных батальонам этих соединений, было участие в разведке и дополнение уже имевшейся на вооружении техники.

По некоторым данным, некоторые эксплуатанты танков Pz.Kpfw.II Ausf.L остались недовольны характеристиками этой техники. Так, известно о кустарном усилении бронирования путем установки дополнительных 20-мм листов на лобовые детали корпуса. Такая доработка в условиях войсковых мастерских позволяла значительно повысить уровень защиты и живучесть машины на поле боя.


Музейный танк "выступает" перед зрителями. Фото Pro-tank.ru

Согласно большинству источников, танки Luchs активно эксплуатировались в течение длительного времени. Последние сообщения о массовом применении такой техники в интересах разведки относятся к концу 1944 года. При этом до лета 44-го машины типа «Рысь» применялись только на Восточном фронте, а после начала боев в Западной Европе часть соединений, вооруженных такой техникой, была переброшена на новый театр военных действий. Таким образом, легкие разведывательные танки, имевшиеся на вооружении нескольких дивизий, успели повоевать на всех европейских фронтах и сразиться с бронетехникой нескольких стран антигитлеровской коалиции.

Ввиду специфического сочетания защиты и огневой мощи, прямо влиявших на боевую эффективность и живучесть на поле боя, легкие разведывательные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs подвергались серьезным рискам. Они могли противостоять пехоте или легким танкам противника, но средние танки и артиллерия оказывались слишком серьезной угрозой. Как следствие, разведывательные подразделения регулярно несли потери. Более того, к концу войны почти все танки «Рысь» были выведены из строя, уничтожены или захвачены противником.

Из 100-142 построенных танков Luchs до нашего времени дожили лишь несколько машин, теперь являющихся музейными экспонатами. Танки этого типа хранятся в британском Бовингтоне, французском Сомюре, немецком Мюнстере, в российской Кубинке и в нескольких других музеях. Эта техника регулярно проходит реставрацию и находится в хорошем состоянии. Кроме того, часть машин до сих пор сохраняет работоспособность и используется в показательных выступлениях.

Проект разработки легкого разведывательного танка стартовал еще в середине 1938 года, но реальные результаты в виде серийной техники требуемого типа появились лишь осенью 42-го. Подобное затягивание работ привело к неприятным для немецкой армии последствиям. Танк образца 1942 года фактически создавался по измененному техническому заданию конца тридцатых годов, из-за чего уже не мог в полной мере отвечать требованиям своего времени. В результате было построено не более полутора сотен машин, после чего строительство свернули ввиду отсутствия заметных перспектив. Таким образом, поставленная армией задача была решена, но это произошло слишком поздно для полноценного использования новой техники.

По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.