Ты - чистое сознание

Есть простая медитация, ведущая к познанию своей истинной нематериальной природы, своей свободы, вечности, осознанности и блаженства. Это так называемая «Медитация на чистое сознание», и прежде чем перейти к этой замечательной практике, мы рассмотрим несколько важных моментов, которые помогут понять суть этой медитации.

Индивидуальное сознание, которое осознаёт себя как сознание, называется душой. Бытие чистым сознанием - это наша изначальная и вечная природа, . Эта природа неизменна и непрерывна, то есть, мы всегда являетесь чистым сознанием, хотя и можем не осознавать этого. Почему мы этого не осознаём? Потому что отождествлены с телом, умом, эмоциями и другими объектами материального мира. Несмотря на то, что эти отождествления ложны, они кажутся очень реалистичными - но лишь до тех пор, пока в глубокой медитации не раскрывается Истина о нашей изначальной идентификации как чистого сознания.

Осознание своей духовной природы дарит свободу и радость, потому что приходит понимание, что я, как чистое бытие, не имею никакого отношения к этому миру временных вещей, за исключением разве что простого факта восприятия того, что видится существующим в этом мире. Пока человек из-за ложных отождествлений считает себя телом, умом и всем остальным, к чему он так привязан, он неизбежно чувствует тяжесть жизни, напряженность, неудовлетворенность, и испытывает страдания. Он считает себя действующим лицом, причиной чего-то, ответственным за что-то, и поэтому вынужден тащить на себе груз всех последствий «бытия человеком». Считая себя отделенным существом, вынужденным прилагать усилия для выживания, он проживает жизнь в иллюзиях.

Материальный мир сравнивается в священных писаниях с иллюзией, миражом или сном, поэтому его также называют нереальным. Он воспринимается только тогда, когда на него направлено внимание, когда он подпитывается нашим интересом к нему. И как только я, как чистое сознание, отворачиваюсь от него, он тут же исчезает. Это явление происходит в глубоком сне без сновидений, а также в глубокой медитации, когда внимание перенаправляется от внешних вещей на их источник внутри нас. Конечно, в медитации это не всегда происходит сразу, и не всегда быстро. Чем активнее , чем больше желаний, чем сильнее мы хотим наслаждаться внешними объектами, действиями, событиями и состояниями, тем труднее нам оторвать от этих вещей внимание и направить его внутрь.

Я есть чистое сознание

Медитация на чистое сознание, о которой пойдет речь дальше, как раз и помогает плавно, но достаточно быстро перенаправить свое внимание от внешнего к внутреннему. Это очень простая и чрезвычайно эффективная техника. Ее можно практиковать где угодно, в любое время, почти в любом состоянии ума и тела, и почти при любых обстоятельствах - в этом ее универсальность и совершенство. Эта практика рекомендована и в священных писаниях, и также просветленными мудрецами, которые вышли за пределы всех писаний и всей двойственности, осознав себя чистым сознанием, вечной изначальной субстанцией всего.

Этой медитацией может воспользоваться каждый человек, независимо от своего духовного уровня, и всегда это будет полезно для познания своей истинной природы. Эта техника не противоречит ни одной истинной религии, философии или духовной практике, и ее можно практиковать параллельно чему-либо еще. Она не может принести вреда, а ее польза для самоосознания просто неоценима и несравнима с большинством других практик.

Данная медитация помогает все чаще возвращаться к истине, что Я есть чистое сознание , чаще напоминать себе об этом в повседневной жизни, а в непосредственной медитации погружаться в самоосознание более сосредоточенно и интенсивно. Подробно техника описана по ссылке выше, или же ее можно найти в поисковиках по оригинальному названию статьи: «Медитация на Чистое Сознание», и там же есть вопросы и ответы, и обсуждение на форуме.

Успешных и познавательных медитаций и быстрого очищения сознания!


Обсудить на форуме эзотерики :

Мой путь очищения сознания начался 7 лет назад. Я некоторое время увлекался теорией Шаолиньского кунг-фу, но сразу понял, что за всем этим стоит какое-то удивительное учение Дзэн. И тогда, как сейчас помню, я купил книгу А. А. Маслова «Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае».

Прочитав ее за пару дней, я понял, что вся проблема в самом мышлении. И тогда я в первый раз сел и начал смотреть прямо на мысли, чтобы понять, что это за явление. Через двадцать минут они стали таять, становиться все тоньше и тоньше! И я ОСТАНОВИЛСЯ!

Я, честно, испугался неизвестности и решил бросить все и понять, что же такое Просветление.

Что это был за поиск! Я пережил массу негативных и позитивных состояний и постоянно меня, каждый раз, отбрасывало к состоянию «Я ЕСТЬ», или души. « Неужели это все?»- думал я. Но ведь это очень примитивно.

Внутренняя сила, некое внутреннее мастерство есть, но кайфа от Вселенной никакого. Определенная гармония с ней есть, но это все просто нудно. И я опять бросался во все тяжкие. У меня никогда не было мастера, точнее моими мастерами были все те книги, которые я читал с упоением.

Размышление, плюс эксперимент, стали всей моей жизнью. Невероятные вещи происходили, время от времени, которые иначе как волшебством я назвать не мог. Но все это часть пути и нужно было идти дальше. Я внутренне чувствовал, что есть что-то гораздо лучшее и меня туда тянула какая-то неведомая сила.

Но пережив множество разных состояний, я понял, что застрял. И тогда я решил, что буду читать и размышлять до тех пор, пока я все не пойму, а потом сделаю последний шаг. Было промежуточное состояние, когда мне казалось, что во мне, наконец-то, случилось истинное Понимание, и было ощущение, что все, что есть — это одно единственное Сознание, которое дает начало всему и куда все уходит.

Но это состояние не многим лучше всех других, и эти все чувствования энергетических вибраций Вселенной быстро надоедают. Если честно, то меня тянуло к чему-то волшебному, и я отчаянно искал это.

Откуда столько самых разнообразных состояний? Почему все так непостоянно? И меня, вдруг, осенило! Ну, конечно же, из мышления! Все, что я думаю, происходит. Стоит уцепиться за одно единственное слово, и меняется состояние. И тут я впервые по-настоящему осознал, какая же пакость, этот внутренний диалог. Я сам создаю вокруг себя стену из понятий, так ни разу и не приблизившись к реальности, к тому, что есть на самом деле.

Очищение сознания и биополя человека

Очищение сознания связано с биополями человека. Продолжение рассказа

И вот я стою, как идиот, тем самым памятным вечером и понимаю, что семь лет назад я был у самой цели! Я был в шоке! Вся тягомотина с поиском возникает от того, что человек был раньше не очень разумен. Семь лет жизни потрачено впустую! И я пошел напролом!

Первое, что я понял, что в этот раз у меня в голове гораздо больше мусора, чем тогда, и этот мусор сильнее. Но это только первые тридцать минут. А потом все идет как по маслу.

Что же нужно делать? Смотреть прямо в лицо врагу, на стену мыслей. Это, пока что, враг, ведь за ним открывается волшебный мир.

У нас в мозгу непрерывный поток мыслей и мы постоянно какую-нибудь хватаем и начинаем ее мусолить, думать. Потом выбрасываем эту и хватаем следующую. И так без конца.

Сейчас же, мы будем видеть, как мысли приходят и уходят, но мы не будем хватать какую-нибудь из них и думать ее. Через десять минут они становятся все тоньше и тоньше, и через час, полтора вообще похожи на струйки электричества, на поверхности коры головного мозга с промежутками легкого шума в голове.

Поза любая, не имеет значения. Мы воздействуем непосредственно на преграду. Важно: первый час глаза должны быть обязательно полностью открыты, так работает внимание. А дальше, как получится. Все остальное здесь будет непосильным излишеством.

Я сказал, всему, что знал, до свидания, и сидел на кухне, с включенным светом, на стуле, опершись локтями на колени, и смотрел вперед на пол с полностью открытыми глазами. Но не поймите меня неправильно, внимание было направлено на мысли, а не на пол. Жена и дочка смотрели в комнате телевизор.

Несколько раз мыслям удалось завладеть моим вниманием, но я вовремя осознавал это и отпускал их плыть себе дальше. Ко мне подходили то жена, то дочь, что-то говорили, я отвечал короткими фразами, иногда ходил по кухне, выходил на балкон с женой покурить, но процесс отделенности от мыслей не прерывался.

И моя семья даже не подозревала о том, что происходит у меня внутри. Я не вдавался в слышимое, в видимое, в осязаемое, в вкусовое и в обоняемое все эти два часа, поскольку в этом задействованы сами мысли. И именно так происходит очистка наших органов чувств, их внутренняя гигиена.

Затем мы легли спать. Процесс продолжался уже лежа, с закрытыми глазами — электричество все еще бегало по поверхности мозга. Внезапно, где то через час, с исчезновением последнего электрического разряда на поверхности коры головного мозга, ситуация резко изменилась.

Медитация для очищения сознания

Случился внезапный прорыв в медитации для очищения сознания. Последний кирпичик стены упал и ощущение такое, как будто ты падаешь в бездну! Это подобно американским горкам — и это круто! Вот это настоящий ЭКСТРИМ! И здесь-то собака и зарыта.

Процесс падения в бездну длится всего каких-то тридцать секунд, у кого-то может быстрее, у кого-то может, чуть подольше. Не бойтесь. Это просто закон инерции.

Энергия сознания давит на стену (в данном случае, состоящую из мыслей), и когда стена разрушена, по инерции сознание продолжает двигаться вперед и потом резкий возврат к самому себе. Оно начинает осознавать само себя, свой источник. И вот тогда-то вы впервые открываете тайное семя, из которого возникает действие или не-действие.

И вся шутка в том, что внутри, с самого начала, ничего искать и не нужно было. Мы и так там окажемся, в конце концов. А вот куда действительно стоит пробиваться, так это наружу, ибо, на самом деле, вы там еще никогда и не были, разве что в раннем детстве.

Я лежал и понимал, что я есть чистое сознание, отдельное от тела, от мозга и вообще от чего бы то ни было. Становится абсолютно ясно, что это состояние бодрствования может продолжаться всегда, если вы не прикажите, мысленно, себе спать. Я продолжал так пребывать с закрытыми глазами у самого источника жизни около часа.

Внезапно, осознание источника переключилось на внешний мир и в этой торжественной тишине все звуки ночи вошли в меня, стерев с лица земли последнее желание, быть «я» или еще кем-то. Я, сам не знаю почему, не хотел открывать глаза и просто слушал и слушал звуки ночи. Наконец, я спросил себя: «А что будет, если просто заснуть?». И я стал погружаться в мягкий сон.

Утром, когда я встал, мир уже не был тем, что был раньше. Я вдруг сразу понял, что имел в виду дзэнский мастер, когда говорил: «В мире нет ничего такого, что могло бы не нравиться». Далее я понял, что в этом состоянии невозможно думать абстрактно, в отрыве от вещей и событий.

Возможно только выражение с помощью слов, а не объяснение, своего опыта проживания жизни и взаимосвязей с вещами. Да и желание что-то объяснять исчезает, ибо то, что предстает перед вами, это все равно, что попасть в детство, в сказку, в волшебный мир. И, вместе с тем, истина открывается вам, как абсолютная простота и естественность жизни. Это искренний мир, сама правда жизни.

Все вдруг становится понятным и до смешного простым! И в этом мире не существует и самого просветления. Оно уже до лампочки. И эта странная легкость, как будто гора упала с плеч. И вы знаете, слово «просветление» очень точно описывает то, что происходит. Это как будто бы со всего мира сразу стерли толстый слой пыли!

И мир стал очень насыщенным красками и какой-то очень интенсивный в своем взаимодействии. Это ощущение, как будто ты становишься всем, на что ты смотришь. Все, что ты видишь… Ты просто становишься самой сутью всего, что отражается в тебе. Именно отражается, ибо ты к этому уже не прилагаешь никаких усилий. Да, мистики дали хорошее определение этому состоянию, сравнивая его с чистым зеркалом.

Очищение сознания от негатива

Я уверен, что большинство людей могут очистить сознание от негатива сразу, и часа через три, они СВОБОДНЫ НАВСЕГДА! А если не получается сразу, то нужно потратить несколько дней на то, чтобы приобрести этот простой навык внимательно смотреть на мысли. И ТОЛЬКО НА МЫСЛИ!

Все остальное заблуждение идет из головного центра, мозга. И если уж и нужно чему-то учиться, то только этому! Это очень простой навык, он встроен в вас, и вы его уже отлично знаете, только вот, вы никогда им толком не пользовались. На самом деле это даже не навык, это вы сами и есть.

Тут важно не думать о смотрении, а именно смотреть. Это просто внимание, а не какое-то там супер-сосредоточение. Но это все равно ВНИМАНИЕ. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! Вы не вяло ждете, пока все мысли пройдут. Они никогда не пройдут. Вам будет только казаться, что они прошли.

Результатом будет либо бессознательное состояние, похожее на смерть, либо вполне бодрое состояние, когда перед вами будет лишь пустой экран. Это значит, что на какое-то время вы умиротворились. Нет, это не поможет. Мысли нужно СТОРОЖИТЬ, как бдительный сторож охраняет свою территорию от воров.

И именно это, на мой взгляд, и есть древняя тайная методика «Созерцания стены». Это пристальное внимание к стене мыслей. Но без какого-то напряжения тела и всего остального. Только внимание. И, черт побери! Это же так просто! Будьте честны с собой. Вы просто НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛИ ЭТОГО ПО- НАСТОЯЩЕМУ И НА ПОЛНОМ СЕРЬЕЗЕ.

И тут начинается самое интересное. Начинается настоящее искушение и соблазнение. Могут приходить гениальные идеи в голову (и они действительно гениальные, наверное, так и делались величайшие открытия в мире), могут прийти мысли, что ты уже все понял в просветлении и тебе надо только сесть и все обдумать.

Если это не работает, то очередь магических идей. И, наконец, житейских и сексуальных. Но у всех, естественно, по-разному. Часто могут появляться различные страхи, типа: «Что ты делаешь, остановись!» и так далее. Но это не работает! Мы не дадим. Враг не пройдет! Перед нами Вселенная!

И тогда весь процесс занимает не больше трех часов. А сложно только первые тридцать минут, потом просто тупо ждешь, когда все закончится.

Методика очищения сознания

Опыт показал, что методика очищения сознания путем бурения стены мыслей раз и навсегда решает важнейшую для искателей проблему «темной ночи души». Ведь ее продолжительность полностью зависит от того, ждешь ли ты, пока стена упадет сама, или ты ее ломаешь неким тонким усилием, которое, как вы потом поймете, и есть ваша изначальная природа.

Естественно, что когда все закончится, никакие усилия уже будут не нужны. Это просто САМА ВАША ПРИРОДА, РВУЩАЯСЯ НА СВОБОДУ. При таком вот давлении, в случае, когда стена падает, создается почти мгновенный момент инерции и сознание летит обратно к себе. Оно светит как Солнце, которое освещает все вокруг, но и себя тоже.

Что же касается ощущения падения в бездну, то никакой бездны на самом деле и нет. Это просто перефокусировка сознания. С состояния сосредоточенности на мыслях, на постоянном внутреннем диалоге, мы переключаемся на видение реального мира.

Так же, немало важно, что теперь вы точно знаете, как ходить между двумя этими планами, мышления и непосредственного восприятия, через эту бездну. И теперь это происходит достаточно быстро.

Остальные пути к просветлению часто вызывают недопонимание и боязнь этого Великого моста. В большинстве своем, люди не умеют ходить туда-сюда и не знают, как это делать. Они начинают бояться логического мышления.

Так же, большое значение имеет то, что после естественного прорыва через пелену мыслей, не нужны никакие этапы дальнейшего углубления или оттачивания своего просветления, так как прохождение через бездну полностью очищает ваш мозг. Именно мозг, не память.

Память остается вся, вы ей отлично можете пользоваться. Просто та сеть электрических разрядов, которые мы осознаем как мысли, и которая постоянно приковывала наше внимание к себе, тем самым отвлекая нас от реальности, исчезает. Мы устраняем только эту сеть, которую скорее можно назвать информационной инфекцией, которая как мешок накрывает наш мозг.

А это и есть инфекция, просто о ней мало кто догадывается. Так что, ваш мозг, по-своему, болен. Его постоянно, как вы потом поймете, атакуют эти электрические (ну типа того) разряды. После очистки, мозг перестает думать, так сказать, сам по себе, вне зависимости от вашего желания. Он теперь ждет ваших указаний.

Это просто отделение себя, как чистого сознания, от материального мира, тела и, соответственно, мозга, а потом вхождение в этот же мир, в это же тело и в этот же мозг на разных уровнях, как мышления, так и непосредственного восприятия. Разумеется, что во время всего этого разотождествления, вы все время, все равно, находитесь в теле.

А где же еще вы можете быть. «Зачем же отделение-то нужно?»- спросите вы. Но это та же гигиена, но на более глубоком уровне. При отделении сознания от всего, вы все равно находитесь в теле, хотя вы его почти не чувствуете. При этом происходит очистка и сознания, и мозга, и тела и, для вас, всего мира.

И эта очистка происходит через бездну или лучше сказать через перефокусировку сознания. Теперь вы вернулись, и все стало чистым. Пользуйтесь чистым мозгом, чистым телом, чистым миром, являясь при этом чистым сознанием. Мало того, теперь вы можете использовать свой мозг не на пятнадцать процентов (или сколько там), но на все сто процентов! Вы, как чистое сознание, теперь хозяин всему этому.

Но называть это, «сознанием», теперь очень примитивно. «Энергия», так же не подходит. Это гораздо большее явление. Нет слов для его описания. Это просто, как говорят в Дзэн, ОНО.

Продолжение следует…

Что такое медитация? Медитация - это состояние чистого сознания без содержания. Обычно наше сознание слишком переполнено чепухой, совсем как зеркало, покрытое пылью. Ум - постоянная толчея; движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания, движутся амбиции - это постоянная толчея! День приходит, день уходит. Даже когда вы спите, ум функционирует, он грезит. Это по-прежнему думание, это по-прежнему волнения и печали. Он готовится к следующему дню, продолжается подспудное приготовление. Такое состояние - не медитация. Как раз противоположное и есть медитация. Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы - такое молчание и есть медитация. И в этом молчании известна Истина, больше никогда.


Медитация - это состояние не-ума. И вы не сможете найти медитацию с помощью ума, так как ум будет вечно находить самого себя. Вы сможете найти медитацию, только отставляя ум в стороне, оставаясь холодными,индифферентными, неотождествленными с умом, наблюдая, как ум проходит мимо, но не отождествляясь с ним, не думая, что я есть он. Медитация - это осознание того, что я не есть ум. Когда осознание идет глубже и глубже, мало-помалу появляются мгновения - мгновения молчания, тишины, мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности, моменты мгновения, когда ничто в вас не удерживается, все постоянно. В эти мгновения постоянства, безмолвия узнаете, кто вы такие, и вы узнаете тайну бытия этой жизни, этого существования.

Придет день, день великого блаженства, когда медитация станет вашим естественным состоянием. Ум - это нечто неестественное, он никогда не остановится не станет вашим естественным состоянием. Но медитация - это естественное состояние, которое мы утратили. Это - потерянный рай, но рай можно возвратить. Посмотрите в детские глаза, взгляните - и вы увидите удивительное огромное молчание, невинность. Каждый ребенок приходит с медитативным состоянием, но он должен быть наставлен на пути общества - его нужно научить, как думать, как вычислять, как размышлять, как спорить; его нужно научить словам, языку, понятиям. И мало-помалу он теряет контакт со своей невинностью. Он становится испорченным, загрязненным обществом. Он становится эффективным механизмом, он больше не человек. Все, что нужно - это снова вернуть это пространство. Вы его уже знали, так что, когда вы в первый раз узнаете медитацию, вы будете удивлены - так как в вас возникает великое чувство, будто вы уже ее раньше знали - в вас возникнет великое чувство, будто вы знали ее раньше. И это чувство вас не обманывает оно правдиво: вы ее уже знали. Вы забыли. Алмаз потерялся в горах мусора, но если вы сможете их расчистить, вы вновь найдете этот алмаз- он ваш. В действительности его нельзя потерять, о нем можно лишь забыть. Мы рождены медитаторами, а потом мы изучаем пути ума. Но наша истинная природа остается спрятанной где-то глубоко внутри, подобно подземному течению. Однажды, немного углубившись, вы найдете, что источник по-прежнему изливается - источник чистой воды; и величайшая радость в жизни - найти его.

Медитация - это не концентрация. Если есть концентрация, то есть тот, кто концентрируется, и есть объект, на котором концентрируются. Присутствует двойственность. В медитации никого нет внутри и никого - снаружи. Это - не концентрация. Нет никакого разделения между "внутри" и "вне". "Внутри" протекает во "вне", "вне" перетекает во "внутрь". Демаркационной линии, границы больше не существует. "вне" есть "внутри", это - недвойственное сознание. Концентрация - это двойственное сознание: поэтому концентрация создает усталость; поэтому, когда выконцентрируетесь, вы чувствуете истощение. И вы не сможете концентрироваться все двадцать четыре часа в сутки, вам понадобится время для отдыха. Концентрация никогда не сможет стать вашим естеством. Медитация вас не утомляет, она вас не изнуряет. Медитация может стать двадцатичетырехчасовой день за днем, год за годом. Она может стать вечностью. Это саморасслабление. Концентрация - это действие. Медитация - это состояние не-воли, состояние не-деяния. Это расслабление. Нужно просто погрузиться в собственное бытие, и оно есть существование... В концентрации ум действует исходя из заключений; вы что-то делаете. Концентрация исходит из прошлого.

В медитации нет никаких заключений вне ее самой. Вы не делаете ничего особенного, вы просто есть. В ней нет никакого прошлого, она не заражена прошлым. В ней нет никакого будущего, она чиста от будущего. Это то, что Лао-Цзы называл вей-ву-вэй, деяние через недеяние. Это то, о чем говорили Мастера Дзен: "Молчаливо сидеть, ничего не делать, весна приходит и трава растет сама по себе". Помните, "сама по себе" - ничего не делается. Вы не тащите траву наверх, весна приходит и трава растет сама по себе. Это состояние - когда вы позволяете жизни идти своим чередом, когда вы не хотите ее направлять, когда вы никак не хотите ее контролировать, когда вы не манипулируете, когда вы не навязываете ей никакой дисциплины - это состояние чистой недисциплинированно спонтанности и есть медитация. Медитация - в настоящем, в чистом настоящем. Медитация - это непосредственность.

Предлагаем Вам помедитировать в горах Алтая, на Байкале, в Непале, на Тибете... На море и океане, на рассвете и на закате. Если вы не уметее медитировать, не беда, научим;) Медитация это просто!

Медитация - техника вызова изменённого состояния сознания, пришедшая с Востока, с самых древних времён. Существует практические бесконечное множество конкретных техник медитации. В одних из них, например, делается упор на сосредоточении внимания на отдельном объекте. В других упор делается - наоборот - на рассредоточении внимания. Общим для всех техник является погружение человека в интроспективное изменённое сознание, когда основную информацию он получает не извне, а из себя, из своей психики (из своей памяти, фантазии).

В отличие от западных религий восточные в большей степени обращали внимание на внутреннюю жизнь человека. Предпринимались попытки составления “карты внутреннего пространства”. Разрабатывались способы наведения некоторых состояний сознания, отличающихся от обыденного сознания.

Д. Голмен (1977) в ходе исследования выяснил, что под такими словами как “дхиана”, “самадхи”, “фана”, “даат”, “турийа” и др., взятыми из буддизма, раджа-йоги, суфизма, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние.

К. Нараньо и Р. Орнстейн (1971) показали, что многообразные методы медитации сводятся к двум или трём основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определённого состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придаётся огромная ценность, их связывают с такими идеями как “спасение”, “избавление от страданий”, “просветление”, “истинное видение”.

Абаев (1986), исследуя буддизм, описал изложенную в шастре концепцию сознания. Под сознанием (синь) в буддийской литературе подразумевается “источник высшей психической деятельности”, “условие объединения всех психических функций”, включающее как сознательное, так и подсознательное в психике, объединяющее эмоциональные и интеллектуальные процессы. Сознание “обычного” человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1. ”чистое сознание” - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания; 2. ”загрязнённое”, “омрачённое” сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путём психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. “Сознание-хранилище” рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны. Это представление о природе сознания вполне пересекается с современными теориями сознания.

Медитация, согласно шастре, состоит в достижении “просветлённого” состояния через освобождение от ложного мышления, “омрачающего” изначально чистое по своей природе сознание. Для этого необходимо непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. К. Нараньо и Р. Орнстейн в этой связи отмечают, что для состояния медитации характерны “опустошённость”, “бессодержательность” и “беспредметность”.

В шастре две основные медитативные техники:

- “шаматха” (“самадхи”),

- “випашьяна” (“випассана”).

Самадхи

Самадхи - особенно в контексте буддийской психологии - означает успокоение сознания, прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и “омрачающих” факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник - пранаямы. Постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту.

В. Н. Пушкин (1990) предположил, что подобные результаты достигаются вследствие усиленного питания кровью клеток коры, управляющих произвольными движениями глаз. Поначалу эти клетки обладают сравнительно небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Постоянная статическая работа клеток, связанная с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.

При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием: “дхиана” (полное поглощение, растворение). Ум внезапно как бы погружается в объект и остаётся в нем неподвижно, мешающие мысли полностью исчезают.

Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность.

В качестве объектов концентрации могут использоваться особые рисунки - мандалы, монотонно повторяющиеся слоги - мантры. Во многих религиях объектом концентрации служит “личность Бога”, главной характеристикой которой является бесконечная любовь (здесь психологу даже строить догадки трудно). Экстаз, получаемый в результате считается наиболее ценным состоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к начальным уровням дхианы.

Випассана

Второй, не менее распостраненный вид медитации -випассана. Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства,

Техника медитации под названием Чистое Сознание позволит вам разобраться в хаосе многочисленных внутренних голосов, признать их существование и – освободиться от их контроля.

ВXIII веке великий мастер дзен Эйхей Доген писал: «Познать свое “я” – значит забыть свое “я”. Эта парадоксальная на первый взгляд мысль легко объясняется, если задуматься о сущности медитации. Во время этой практики мы стремимся избавиться от контроля собственных мыслей. Освобождаясь от тяжелого груза проблем и роящихся в голове вариантов их решения, мы открываем в себе новые горизонты. Наше сознание расширяется, мы готовы принять мир и отождествить себя с ним, почувствовать себя частью общего организма мироздания. Мы начинаем забывать свое «я» – ту ложную конструкцию умопостроений, которую так долго принимали за реальность.

Практикуя медитацию, мы можем отчетливо увидеть все наши горести и страхи, понять их природу. И решить, что наступившая ясность ума – это и есть просветление. Но нас ждет жестокое разочарование: это лишь следующий круг, проблемы остаются, а вместо старых страхов приходят новые. И мы «закапываемся» под их грузом, потому что не успеваем разобраться толком с предыдущими мыслями, как на их место приходят следующие. На самом деле мы только в самом начале пути.

От многочисленных внутренних голосов, зовущих в разные стороны, нельзя отвернуться, решив, что когда-то однажды мы сможем приказать им замолчать раз и навсегда. Надо понять, что перепрыгнуть через все, что составляет хаос нашей жизни – гнев и жадность, ненависть и страх, слабость и мелочные устремления, – не получится.

Наоборот, стоит прислушиваться к голосам нашего сознания. А потом, отделив друг от друга, надо принять их все, как бы страшно, равнодушно, отвратительно, похотливо или благостно они ни звучали. Если мы будем подавлять их, они станут более настойчивыми. Это не значит, что мы должны позволить им безудержно носиться в сознании, но мы можем развить способность различать множество противоречащих друг другу голосов, не прельщаясь ни одним из них.

Используя несложную технику Чистого Сознания, разработанную настоятелем Кандзэон дзен-центра в Солт-Лейк-Сити Деннисом Дженпо Мерзелом Роши, мы можем научиться распознавать и принимать внутренние голоса и в итоге освободиться от их влияния.

Эта техника работает в контексте западной психологии, но при этом с использованием практики медитации. Она основывается на терапевтическом методе Voice Dialogue (диалога голосов), созданном Хэлом и Сидрой Стоун в 70-е годы XX века, и одновременно открывает нам просветление и мудрость буддийских техник медитации. Метод Чистого Сознания оперирует системой вопросов-ответов, которая дает возможность проникнуть в самые различные области наших «я», исследовать их и в итоге выйти за их границы.

Вызывая голоса

Включить технику Чистого Сознания в вашу практику медитации (вне зависимости от ее формы) или повседневную жизнь достаточно просто. Устройтесь поудобнее в той позе, в которой вы обычно медитируете, а если вы новичок, подберите удобное положение сидя (можно сесть на стул), сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь настолько, насколько это возможно. Вся практика займет у вас 25 минут.

Метод Чистого Сознания ориентирован на развитие способности вычленять и различать голоса своих «я». Когда вы впервые услышите голос, спросите его, желательно вслух, кто он и какова его задача. Первый, с кем вы вступите в контакт, – это Контролер. Попросите себя поговорить с ним. Конечно, подобная манера общения с самим собой на первых порах может показаться странной, но не надо придавать этому особого значения – вы просто озвучиваете диалог, который всегда есть в вашей голове.

Контролер – это ваше эго. Он стремится подчинить своей воле ваши действия, установки и взгляды. Вероятно, вы уже сталкивались и даже боролись с этой стороной самого себя. Спросите у него, в чем его задача. Он контролирует действия и мысли других людей. И определенно, он пытается влиять на все остальные голоса. Это не хорошо и не плохо – он просто выполняет свою работу. Ключевой момент техники Чистого Сознания – достичь сотрудничества со своим Контролером – с эго, а не угрожать ему уничтожением – ошибка, которая часто допускается в процессе духовных практик.

Сам факт того, что вы признаете существование голоса и прислушиваетесь к нему, помогает развить более доверительные отношения с ним. Таким образом вы можете заслужить доверие Контролера. Обязательно попросите у него разрешения поговорить с остальными голосами. Обычно, если с эго советуются, оно с радостью на время отступает. Следующий голос, с которым вам предстоит встретиться, – это Скептик. Перед тем как заговорить с ним, сделайте глубокий вдох – при переходе к другому голосу лучше сопровождать ментальное действие физическим.

Уже по названию голоса понятно, что задача Скептика – быть критически настроенным. Но в отношении чего? В сущности, всего: самой техники Чистого Сознания, медитации, просветления, любой информации, которую вы получаете извне. Позвольте Скептику быть тем, кем он является. Нет ничего плохого в том, что какая-то часть вас сомневается, напротив, это большое преимущество. Если бы вы не обладали голосом-Скептиком, вас бы все время обманывали. Важно спросить у него, что конкретно его не устраивает.

Теперь сделайте глубокий вдох и попросите разрешения поговорить с Жаждущим Умом. Переключитесь на этот новый голос. В чем его задача? Он пребывает в постоянных поисках чего-то лучшего: душевного спокойствия, здорового тела, семейного счастья. (Иногда он требует сладостей, жирной пищи и алкоголя.) Он никогда не прекратит свои поиски. У медитирующих очень часто возникают проблемы с Жаждущим Умом, они хотят избавиться от него именно из-за того, что он – источник огромного количества желаний. Но Жаждущий Ум просто выполняет свою функцию. Не забывайте, что именно благодаря этому «я» сейчас вы медитируете.

Сделайте глубокий вдох и переключитесь на Нежаждущий Ум. В чем его задача? Исследуйте этот голос, спросите его, ищет ли он чего-нибудь. Нежаждущий Ум – это состояние медитации, в котором некуда идти, нечего делать. Опять-таки, это ни хорошо, ни плохо. Нежаждущий Ум просто не имеет желаний.

Несколько секунд понаблюдайте, насколько легко или тяжело вам переключаться с одного голоса на другой. Перемещение по разным «я» помогает понять себя. Это значит, что постоянство «я» иллюзорно – вы все время меняетесь. Вы можете думать, что ваша личность – устойчивое понятие (я застенчивый, я легко впадаю в гнев, я духовный), но все это лишь голоса, дрейфующие в пространстве, это не вы. Вы – гораздо больше, чем думаете.

А теперь сделайте еще один вдох и перейдите в Чистое Сознание. Это тот голос, в котором заключены все остальные голоса. Его называют по-разному – основа всего сущего, сознание Будды, вселенский дух, Бог. Он не имеет ни начала, ни конца. Нет ничего за его пределами, и в то же время оно – голос внутри вас. Задача Чистого Сознания – быть. Спросите его, что в нем есть и чего нет. Есть ли в нем ваше рождение? Рождение родителей? Ваша смерть? Можете ли вы определить его начало и конец? Есть ли в нем ваши другие голоса? Отражаются ли в нем повседневные проблемы? Оставайтесь в нем так долго, насколько возможно. Это состояние полной добровольной капитуляции вашего эго, утверждение вашей истинной природы. Стать Буддой легко – тяжело расстаться с собственным эго.

Следующий шаг – услышать голос Большого Сердца. Исследуйте его, узнайте о его миссии в отношении вас и других людей. Его работа – сопереживать. Какова его реакция на страдание окружающего мира? Выражается ли Большое Сердце в прочной любви, в нежной заботе, а может, и в том и в другом? Есть ли границы у ваших переживаний по поводу страданий других? Слушайте этот голос в течение какого-то времени.

А теперь вернитесь в Нежаждущий Ум, оставайтесь в нем несколько минут перед окончанием медитации. Продолжительная и регулярная работа со своими голосами, их постоянное и полное принятие помогут вам услышать тысячи голосов других людей.

Будда в тебе

Это упражнение – всего лишь краткий пример работы с внутренними голосами и достижения Чистого Сознания. Естественно, каждый из нас обладает бесконечным множеством «я», живущим внутри нас. Через работу с Контролером вы сможете исследовать другие, раздающиеся все громче, голоса. Какие из них вам удастся распознать, зависит от ваших жизненных обстоятельств. Возможно, вы услышите голос ущемленного «я», гневного «я». Практика Чистого Сознания подобна рентгеновскому лучу высвечивает вашу истинную природу, вы получаете возможность дифференцировать свои различные «я» и легко передвигаться от одного голоса к другому без опасения застрять на одном из них или привязаться к нему, даже если это голос Чистого Сознания. По мере того как развивается подобная мобильность, вы начинаете легко и спокойно реагировать на любую проблему, возникающую в вашей жизни. Это и есть медитация в действии.

Освоив практику Чистого Сознания, вы можете использовать эту технику в любое время в течение дня, когда появляется свободная минутка. Допустим, если чувство гнева не оставляет вас даже во время медитации, войдите в контакт со своим гневливым «я», позвольте себе услышать его голос, а затем переключитесь в Нежаждущий Ум или Чистое Сознание. Экспериментируйте со своими голосами – и вы увидите, что из этого может получиться.

Многие из нас проводят бесчисленное количество часов в медитации и с помощью концентрации пытаются проникнуть в суть бытия. Но правда в том, что в нас нет ничего, на чем нужно было бы сосредоточиваться. Каждый из нас уже является Буддой. Нет необходимости что-то добавлять, что-то отсекать, куда-то идти. Прислушиваясь к голосам, доносящимся из самых глубин, мы обретаем дом внутри себя и одновременно начинаем понимать, что этот дом – гораздо больше, чем мы привыкли думать.

Фото: travelburd / instagram.com