В СССР не было не только секса, но и типов автомобильных кузовов. Вернее, тип кузова был всего один - классический седан . Позже страна узнала об универсалах - например, такими были белые «Волги», работающие в медслужбе. А с приходом перестройки появились хэтчбеки - «девятки» ВАЗ-2109. А потом понеслось: купе, родстеры, кроссоверы, микровэны , лифтбеки - сам Генри Форд ногу сломит. А тут еще на помощь производителям пришел маркетинг: автогиганты стали называть свои новые модели и вовсе загадочными словами вроде «четырехдверное купе» или «фастбек». «Комсомолка» попробовала собрать все воедино и разобраться в современных типах автомобильных кузовов.

Отметим сразу - все так смешалось, что подогнать разнообразие современных автомобильных форм к общему знаменателю сегодня невозможно. Что ни возьми за основу - все равно найдутся автомобили, совершенно не попадающие в класс. Упростив отдельные моменты, мы решили разделить все типы кузовов на три группы: трехобъемные, двухобъемные и однообъемные.

Трехобъемные кузова

Главный признак - выступающий капот и багажник, как в классических «Жигулях » первой модели. Это самый консервативный тип кузовов, и постепенно мировая мода на такие машины угасает - мол, никакой универсальности и возможностей трансформации салона и багажника. В эту группу попадают седаны, купе (включая кабриолеты) и пикапы .

Самый яркий представитель трехобъемного кузова - это седан , который пока еще присутствует в модельном ряду практически всех производителей. В отличие от Европы седан имеет огромную популярность на белорусских дорогах, где «престиж это все», а многие водители до сих пор разделяют машины на седаны и не седаны.


Купе - тот же седан, только не с четырьмя, а с двумя дверями. Купе обычно строятся на базе седана и имеют спортивный уклон - более низкий кузов, мощные моторы.


Кабриолет - это седан или купе с мягкой крышей-тентом, которая складывается за задними сиденьями и поднимается в случае необходимости. Но мягкий верх не позволял использовать автомобиль круглый год, поэтому в конце 90-х начал набирать популярность новый вариант открытого кузова - хардтоп-купе. На первый взгляд это обычное купе, но стоит нажать кнопку - и жесткая металлическая крыша поднимается и аккуратно складывается в багажник, превращая купе в кабриолет. Двухместный кабриолет (без второго ряда сидений) называется родстер .


Пикап - это машина с открытой грузовой площадкой, отделенной от салона жесткой перегородкой. Проще говоря, это уменьшенная копия обычного грузовика - как в фильмах про американских фермеров. Большинство пикапов строятся на одной платформе с внедорожниками и обладают хорошей проходимостью. В Беларуси , да и во всей Европе, пикапы популярностью не пользуются, зато в США от них без ума.

Двухобъемные кузова

У них нет выступающего багажника, а его задняя крышка открывается только вместе со стеклом и считается еще одной дверью. То есть бывают трехдверные и пятидверные автомобили. К двухобъемным кузовам относятся хэтчбеки, универсалы , а также созданные на их базе кроссоверы и внедорожники . Двухобъемные кузова выделяются наиболее вместительными багажниками (универсалы) и компактными размерами (хэтчбеки).



Главное отличие хэтчбека от универсала - это длина багажника. Кроме обычного хэтчбека еще существует лифтбек - хэтчбек с почти трехобъемным кузовом. У лифтбека крышка багажника имеет небольшой выступ и напоминает седан, но открывается вместе с задним стеклом. Основное преимущество хэтчбека - его компактность и маневренность, зато универсал всегда выигрывает по объему багажника.


Большинство внедорожников и кроссоверов (о них чуть позже) по сути - универсалы, но их можно выделить в отдельный класс из-за внешности и размеров. Внедорожник , благодаря большому дорожному просвету, полному приводу и наличию рамного кузова, всегда выше любого универсала и большинства кроссоверов. Кроссовер хоть и старается выглядеть как внедорожник, но не может похвастаться рамным кузовом и внушительным клиренсом и очень часто уступает внедорожнику по высоте. Кроме того, все чаще кроссоверы создаются на базе хэтчбеков и отличаются от них лишь повышенным дорожным просветом и большими колесами. Такие часто называют паркетниками - мол, псевдовнедорожник годится лишь для езды по ровному асфальту.


Однако в последнее время популярность кроссоверов во всем мире, да и в Беларуси, очень сильно выросла. Несмотря на то, что первые кроссоверы появились сравнительно недавно, почти каждый производитель уже имеет в своем модельном ряду такой кузов или планирует его добавить в ближайшее время.

Однообъемные кузова

Они не имеют далеко выступающего капота и багажника - двигатель и багажный отсек находятся практически в салоне. Однообъемные кузова гордятся огромным количеством вариантов трансформации своих просторных салонов. Сюда относятся самые молодые типы кузова: минивэны, компактвэны и микровэны - то есть практически все семейные автомобили любых размеров. Различить эти варианты кузова можно по размерам машины и по количеству рядов сидений.



Микровэн - это просто увеличенный в высоту хэтчбек с более просторным салоном. В микровэне нет третьего ряда сидений. Первые микровэны появились только 5 - 7 лет назад, но уже стремительно набирают популярность в Европе, и даже на наших дорогах их можно встретить все чаще.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

Со временем разница между типами кузовов становится все менее заметной. Чего стоит только седан-хэтчбек Skoda Superb (крышка багажника открывается и со стеклом, и без него) или практически однообъемный хэтчбек Honda Civic. Стремление производителей создать максимально универсальный автомобиль скоро приведет к тому, что понять, какой у машины тип кузова, будет невероятно сложно. Например, из-за плавных замыленных форм седан Mercedes CLS рекламщики назвали «первым четырехдверным купе в мире». А внедорожник BMW X6 и вовсе назвали Sports Activity Coupé. Хотя кузов двух последних автомобилей многие специалисты называют фастбек - из-за формы крыши, плавно перетекающей в багажник. Оказалось, что этот термин использовали еще в 1930-е годы для обозначения машин с каплевидной задней частью. В общем, не за горами времена, когда при НАН РБ откроется кафедра истории автомобильных кузовов, а студенты БНТУ или БГЭУ будут защищать дипломы на тему «Четырехдверное купе: отголоски наследия или жертва маркетинга?»

Универсал и хэтчбэк – названия типов кузовов легковых автомобилей. Они оба имеют общие характериные признаки, но и однo принципиально важное отличие

Универсал

Как правило, пяти-дверный легковой автомобиль, у которого четыре двери расположены попарно по бокам, и имеется одна дверь в задней части кузова. Эта дверь является крышкой багажного отделения, при этом само это грузовое отделение сообщается с салоном автомобиля. Задний ряд пассажирских сидений можно складывать, что заметно увеличивает объем багажника. Универсал, как правило, является разновидностью соответствующей модели седана, имеет такой же размер ходовой части, тип привода и прочее. Задняя стенка-дверь по положению ближе к вертикальной. Для перевозки грузов универсал - самый приспособленный из всех легковых автомобилей, поэтому универсалы были (и остаются) так популярны у садоводов, перевозящих рассаду, стройматериалы и прочее на свои загородные участки.

Вазовская четверка-универсал - характерный представитель этого класса


Калина с удлинённым кузовом-универсал

Трёх- или пяти-дверный автомобиль, имеющий заметно укороченный, по сравнению с универсалом или седаном, задний свес кузова. Соответственно, объем багажника хэтчбэка меньше, чем у универсала. Название hatchback взято из английского языка, где hatch – люк, а back - сзади. Тип кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом. Укороченный задний свес является основным признаком хэтчбэка. Появление укороченного кузова, задняя граница которого проходит почти по краю задних колёс, вызвано стеснённостью передвижения и маневрирования в городских условиях. Компоновка всех хэтчбэков в подавляющем большинстве одинакова: передний привод с поперечно расположенным двигателем, что также способствует повышению манёвренности авто. Багажное отделение хэтчбэка совмещено с пассажирским салоном и также позволяет увеличивать его объем за счёт складывающихся сидений заднего ряда.

Калина-хэтчбэк основная модификация

Кратко для запоминания

Универсал

Легковой автомобиль на базе седана этой же модели с задней дверью и совмещенным с салоном багажным отделением.

Легковой автомобиль с задней дверью, совмещенным с салоном багажным отделением и укороченным задним свесом. По длине короче универсала такого же класса, имеет меньший объем багажника, но большую манёвренность.

Пусть узнают про это и ваши друзья:

Похожие материалы

Автомобиль должен быть комфортабельным, практичным и презентабельным. Однако по этой причине вовсе не обязательно покупать 3 разных автомобиля, ведь современные авто в большинстве случаев соответствуют всем перечисленным параметрам. Но несмотря на это до сих пор не утихают споры о том, какой кузов лучше: седан, хэтчбек или универсал. Давайте попробуем разобраться!

Итак, чтобы понять, автомобиль в каком кузове предпочтительнее для горожанина, нужно определиться, что каждый из них собой представляет. Седан – это закрытый тип кузова легковых автомобилей. Особенность конструкции заключается в том, что багажник конструкционно отделен от салона авто. Яркие представители семейства седанов – Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Granta и другие.

Достоинства и недостатки седанов:

  • привлекательная внешность;
  • подвеска несколько мягче, если сравнивать их с хэтчбеками и универсалами, что объясняется особенностями развесовки массы автомобиля по осям;
  • заднее стекло, в сравнении автомобилями в других кузовных исполнениях, пылится намного меньше; – багажники не отличаются большим объемом. В салоне место для крупногабаритного груза тоже вряд ли найдется.

Хэтчбеки по популярности среди российских автолюбителей уверенно занимают вторую позицию, дыша в бампер седанам. Отличительной особенностью этого типа кузова считается багажник, который выполнен в виде дверцы со стеклом, открывающейся вверх вместе, что позволяет, в случае необходимости, загрузить более габаритные вещи. Багажник является неотъемлемой частью салона. Помимо этого хэтчбек характеризуется укороченным задним свесом. Из встречающихся на дорогах в подобном кузовном исполнении авто можно выделить Daewoo Matiz, Volkswagen Golf, BMW первой серии.

Достоинства и недостатки хэтчбеков:

  • вместительный багажник и трансформируемые задние сиденья;
  • небольшие габариты, что в условиях жуткой нехватки парковочных мест, просто бесценно; – при транспортировке в багажнике пахнущего груза, его запах будет проникать в салон. Помимо этого вам придется постоянно слушать шумы, доносящиеся от стеклянных и/или железных вещей, находящихся в багажнике; – в зимнее время на прогрев салона автомобиля требуется больше времени, в сравнении с седанами. Летом климатической установке также придется трудиться интенсивнее.

Универсалы внешне схожи с хэтчбеками. Однако багажник в автомобилях в подобном кузовном исполнении несколько больше. Крыша в универсале продлена до заднего габарита. Отличается этот тип кузова от хэтчбека еще и длиной заднего свеса, у универсалов она больше. Основное достоинство универсалов – возможность перевозки крупногабаритных грузов. Недостатки у автомобилей в этом кузовном исполнении аналогичные тем, что мы перечислили, когда говорили о хэтчбеках.

Какой кузов предпочтительнее для горожанина, решать только вам исходя из своих потребностей. Так, если вам нет нужды перевозить крупногабаритные грузы, то не жертвуйте комфортом и покупайте седаны. В случае если периодически вам приходится заниматься транспортировкой багажа или у Вас есть маленький ребёнок и нужно перевозить коляску, то разумнее будет приобрести хэтчбек. Ну а если ваш автомобиль нередко выполняет функции мини-грузовика для перевозки груза, то выбирайте универсал.

С уважением,Илья.

Развитие современной инфраструктуры дало толчок к широкому распространению различных вариаций легковых автомобилей для городского трафика и междугородних перевозок. Особой популярностью среди отечественных потребителей пользуются хэтчбеки и универсалы.

Но, чем же отличается хэтчбек от универсала? А также в чём заключаются их преимущества перед «классическими» седанами? В этой заметке мы ответим на самые распространённые вопросы автомобилистов.

Хэтчбек – это вариация легкового автомобиля с укороченным свесом, задней дверью-«люком» и багажным отделением небольшого объёма, совмещённым с салоном. В зависимости от конкретной комплектации, в машине может быть 1 (реже) или 2 ряда сидений, 3 или 5 дверей. Багажное отделение можно существенно увеличить, просто сложив задние сиденья.

Появление хэтчбеков стало результатом растущего спроса на городской автомобиль, за рулём которого водитель комфортно чувствовал бы себя в плотном городском трафике в час пик. Граница корпуса проходит по краю задних колёс. Компоновка в большинстве случаев предусматривает передний привод с поперечно расположенным двигателем. Эти решение позволяют существенно увеличить манёвренность авто, сделать возможной парковку в сложных условиях.

Новичок, который только закончил автошколу, будет себя чувствовать уверенней на хэтчбеке, поскольку на нём значительно лучше ощущаются габариты кузова.

Ещё раз обратим внимания на характерные отличительные черты:

  • Укороченный задний свес – благодаря этой черте хэтчбек легко отличить от других модификаций по внешнему виду;
  • Объём багажника менее вместителен, чем в универсалах или других вариациях;
  • В задней стенке есть дверь. В некоторых случаях стекло в ней может открываться отдельно.

Из-за того, что салон фактически совмещён с багажников, пассажиры могут жаловаться на неприятный запах, исходящий из багажника, если там регулярно перевозятся специфические продукты питания, моторные масла и т.д.

Универсал: всё своё беру с собой!

Универсал представляет собой пяти дверное легковое авто на базе седана такой же модели, в котором 4 двери расположены по бокам попарно, и одна – в задней части кузова. Последняя расположена вертикально и является крышкой багажного отделения, которое сообщается с салоном машины.

При необходимости объём багажного отделения можно увеличить, сложив задний ряд сидений (так же, как и в хэтчбеке, о котором мы говорили выше).

Из всех видов легковых авто, универсалы лучше всего приспособлены для грузоперевозок, поэтому они в течение многих лет пользуются неизменной популярностью у людей, работающих с габаритным багажом.

К недостаткам класса, как правило, относят повышенный травматизм среди пассажиров в результате ДТП. При столкновении груз из багажника может вылетать в салон. В некоторых странах правилами дорожного движения предписывается использование специальной разделительной сетки, который защищает людей от форс-мажорных ситуаций.

Основные отличия хетчбека от универсала

Общие черты, присущие хэтчбеку и универсалу – оба класса представляются собой модифицированный седан с фактически объединённым салоном и багажником.

Отличия хэтчбека от универсала заключаются в следующем:

  • Размер багажного отделения — в Хэтчбеке он существенно меньше. Универсал отлично подходит для грузоперевозок и зачастую приобретается частными предпринимателями и средними компаниями именно для этих целей;
  • Хэтчбек отличает более элегантным дизайном задней части кузова. Наклонная дверца выглядит значительно красивее, чем строгий вертикальный свес универсала. Женщины зачастую делают выбор, исходя из этого;
  • Универсал длиннее хэтчбека. Это может быть существенным недостатком в городских условиях, если авто используется только для перевозки пассажиров, но когда речь идёт о габаритном грузе, это однозначно преимущество;
  • Хэтчбек может поставляться в «спортивной» 3-дверной комплектации;
  • Универсалы, как правило, стоят дороже хэтчбеков той же серии.

Оба класса легковых авто, рассмотренных в этой статье, занимают свою нишу на отечественном рынке и пользуются спросом среди российских автолюбителей благодаря своим особенностям.

Статья о седанах и хэтчбеках - какой автомобильный кузов выбрать: достоинства и недостатки, критерии выбора. В конце статьи - видео о том, что лучше - седан или хэтчбек.


Содержание статьи:

Ответом на этот вопрос будет следующий вопрос – «Для кого интересуетесь?», потому что спор отечественных водителей о том, что лучше, седан или хэтчбек, начался с момента выхода на дороги первой комплектации ВАЗ 2108.

В странах СНГ, безусловно, лидируют седаны - именно для этих стран многие иностранные производители создают новые модификации именно в таком кузовном исполнении, которые практически не покупаются в Европе и США.

Но хэтчбеки уверенно завоевывают рынок и отбирают у классической комплектации значительный кусок пирога. Продажи седанов по РФ стоят на первом месте - это приблизительно 32 % от всего рынка, хэтчбеки имеют до 25 %, слегка уступая внедорожникам.

Эксперты прогнозируют, что компактная комплектация городских хэтчбеков через пять лет может стать самой продаваемой машиной.

Водители-новички действительно мучаются, какой автомобиль выбрать. Рассмотрим главные отличия кузовных конструкций, их достоинства и возможные недостатки.


Седан - это удобно, практично и стильно. Внешние формы кузова, интересное исполнение радиаторных решеток делают авто презентабельным и дорогим. Именно в таком исполнении выпускаются все машины премиум-сегмента. Традиционный кузов седана состоит из трех четких объемов: салон, багажное отделение и объем капота. Багажник всегда изолирован от салона.

Главной чертой седана 21 века остается наличие центральной стойки (которая отсутствует в кузове купе) и соотношение размеров. Длина багажного отсека должна быть приблизительно равной длине моторного. Именно по длине кузова и определяют принадлежность авто к определенному классу.


Седан комплектуется одним или двумя (реже тремя) рядами сидений, в багажнике отсутствует подъемная дверь.

В категорию седана, кроме классической компоновки, относят такие типы кузовного исполнения:

  1. Хардтоп. Отличительная черта - отсутствие центральных стоек, боковые стекла без наружных рамок.
  2. Фастбэк. Автомобиль с покатой крыши и нечетко выраженным третьим, багажным отсеком.
  3. Тудор. Двухдверный седан. Наиболее ярким представителем семейства двухдверных седаном может считаться Chevrolet Monte Carlo.
  4. Длиннообразный седан. Сегодня это очень редкая комплектация - в салоне авто установлены три ряда полноразмерных сидений.
Переходная модель, которую ставят как промежуточную между седаном и хэтчбеком - это лифтбэк. По форме кузова автомобиль имеет аналогичные хэтчбеку свесы, но длина багажного отсека, как и в комплектации седан.

Преимущества седанов

Кроме представительского вида, седаны имеют ряд преимуществ, которые так ценят опытные водители:

  1. Седан обеспечивает лучшую развесовку. Это значит, что на скорости по трассе автомобиль имеет идеальную устойчивость - им легче управлять и маневрировать. Передняя и задняя ось испытывают практически равную нагрузку за счет одинакового объема моторного и багажного отсека.
  2. Большой и комфортный салон. Это хорошо замечают взрослые пассажиры заднего сидения.
  3. Салон полностью изолирован от багажника - это обеспечивает тишину и отсутствие посторонних запахов.
  4. Больший параметр пассивной безопасности пассажиров. При аварии багажник служит буфером.
  5. Зимой салон седана быстрее прогревается, летом быстрее охлаждается - это приводит к экономии топлива.
Но есть ли какие-нибудь недостатки у такой конструкции кузова, как седан, и всегда ли выгодно приобретать традиционную и знакомую модель?

Недостатки седана

  1. 70% выпускаемых седанов имеют средний дорожный просвет около 155 мм. Такой клиренс не позволит автомобилю передвигаться по сравнительно легкому бездорожью. Часто для седанов является проблемой и выезд с заснеженной парковки. Исключения всегда есть – Шкода Октавия первого поколения имеет клиренс 170 мм.
  2. Начинающим водителям на седанах сложнее парковаться. Большие размеры авто требуют пусть и небольшого, но опыта вождения. Учитывая переполненные городские стоянки и дороги, водителю сложнее найти место, чтобы припарковаться.
  3. Стоимость комплектации седан на 10-15% выше, чем хэтчбека одной и той же модели.
  4. Немаленький объем багажника седана не позволит перевезти длинные грузы (панели, плинтуса, холодильник и пр.).
Но все эти недостатки не воспринимаются ценителями седанов как большой минус комплектации. У многих водителей старше сорока любовь к этому авто заложена чуть ли на генном уровне.


Хэтчбеком (дословно «задний люк») называют автомобиль с укороченным задним свесом, дверью, чаще с двумя, реже с одним рядом кресел. Главной отличительной чертой комплектации остается длина задней части, которая всегда меньше длины передней. Если она равна передней, формально автомобиль не может быть отнесен к классу хэтчбек, даже если имеет схожие формы.

Например, Audi 100 в модификации Avant при внешнем сходстве кузова с хэтчбеком имеет длину заднего свеса равную длине переднего и относится к классу универсал. А вот Ford Scorpio Mk имеет трехобъемный (классический седановский) кузов, стойку по центру для поддержки крыши, но длина заднего свеса чуть короче, чем переднего - комплектация относится к классу Hatchback.

Преимущества хэтчбеков

Основным преимуществом хэтчбеков считается лучшая маневренность в городском потоке благодаря меньшему, чем у седанов, размеру. Какие еще достоинства есть у комплектации:

  1. Меньшая стоимость. Хэтчбеки более доступны, чем седаны, и остаются в большинстве бюджетными моделями.
  2. Объемный багажник позволит перевезти крупногабаритный груз - если сложить задние сидения, полезный объем увеличивается в 3-4 раза.
  3. Меньшие размеры позволят удобнее парковаться в городе.
Хэтчбеки часто выбирают молодые водители, которые считают эту модель самой удобной для новичков несмотря на то, что обзор через заднее стекло у водителей хэтчбеков хуже, чем у водителей седанов.

Недостатки хэтчбеков

Какие недостатки существуют у этой комплектации, и так ли они критичны для выбора?

  1. Меньший комфорт пассажиров заднего ряда за счет совмещенного с салоном багажника.
  2. Требуется больше времени на обогрев салона зимой и на охлаждение летом. За счет этого увеличивается расход топлива.
  3. Для задних стекол требуется установить стеклоочиститель с омывателем.
  4. Меньшая пассивная безопасность при ударе в багажник.
Седан и хэтчбек - это отличные образцы современной модификации кузова, которые даже не должны быть предметом спора. Выбирать модель нужно на основе личных привязанностей водителей.

Не стоит забывать и о режиме эксплуатации. Седаны более презентабельны и выбираются как основной транспорт для города и редких выездов на дачу.


Хэтчбеки - это отличный семейный вариант, на нем хорошо ездить и на работу и выбираться на природу. Кроме того, есть некоторые модели популярных авто, которые выпускаются только в кузове хэтчбек - например, Mercedes-Benz класса А, Mazda 2, Fiat Bravo, Grande Punto, ВАЗ 2191, 1111 и др.

Видео о том, что лучше - седан или хэтчбек:

Оптимальные цены: купить авто бу.